О том, как липа стала пальмой

О том, как липа  стала пальмой

После обеда за окном пенсионерки Веры Петровны загудела бензопила. «Сейчас будут пилить сухостой», - подумала она, но увидела, как довольно крупные ветки только что отцветшей липы с шумом падают на землю. Уже через пять минут – ровно столько понадобилось пожилой женщине, чтобы выбежать во двор – их красавица превратились… в пальму.

После обеда за окном пенсионерки Веры Петровны загудела бензопила. «Сейчас будут пилить сухостой», - подумала она, но увидела, как довольно крупные ветки только что отцветшей липы с шумом падают на землю. Уже через пять минут – ровно столько понадобилось пожилой женщине, чтобы выбежать во двор – их красавица превратились… в пальму.

- Что вы делаете? Зачем? - буквально возопила она, - обращаясь к работнику ЖЭУ на подъемнике.

- Не мешайте людям работать! - раздался голос с лоджии на втором этаже.

- Так пилить дальше или нет? Мне эти проблемы не нужны! – остановился «лесоруб», видимо, уже имевший опыт подобных разборок.

Известно, что грамотная обрезка, как правило, улучшает рост и внешний вид деревьев. Однако ни один опытный садовод не станет проводить ее летом, а лишь после листопада - с октября по апрель, до движения соков и гнездования птиц. В большом мегаполисе все делать своевременно очень сложно. Но, если гром грянет - где-то от порывов ветра сломается дерево, да не одно, скоро и в ваш двор могут нагрянуть пильщики и рубщики с благой целью – убрать старые и больные сучья, чтобы не дай бог, не случилось беды с нами или нашими машинами. И за это коммунальщикам спасибо. Но много ли среди них специалистов по ландшафтному дизайну, кроме умения владеть инструментом, знающих о внутренних процессах в растении, какие ветви нужно удалить, а какие оставить? У нас обрезают даже березы. Делается это и по просьбам… некоторых жильцов.

Деревья во дворах несут прохладу в жаркий день и кислород в наши окна. Липы - еще и аромат цветения. Снижают уровень шума от ближайших дорог, поглощают пыль. А для тех горожан, у кого нет возможности выбраться на природу, дают единственную возможность
даже послушать пение соловьев по весне. Однако их тень не всем нравится. И, случается, хозяин какой-нибудь квартиры просит обрезать или даже спилить дерево, из-за которого он вынужден чаще включать свет. Свое желание он не согласовывает с соседями, что может привести к бурным и совсем ненужным ссорам с самыми близкими по дому людьми, которые это дерево любили.

Безусловно, сухие или сгнившие ветки нужно убирать и против грамотной обрезки никто бы не возражал. Но, как показывает жизнь, делать это нужно только по решению собрания жильцов и желательно в присутствии председателя домового комитета или его представителя.

Для того же, чтобы срубить под корень полувековую липу высотой до пятого этажа, нужно заключение специалиста-биолога или дендролога об ее нежизнеспособности. Для такой крайней меры недостаточно утверждения какого-нибудь одного жильца о том, что она «внутри трухлявая». Это удивительное, ценнейшее дерево может расти триста-четыреста, а отдельные виды - до тысячи лет. Кстати, специалисты утверждают, что липа не нуждается в кронировании, но хорошо ее переносит, если все делать правильно - один раз в два-три года, лишь укорачивая однолетние приросты, что в больших городах практически невозможно.

…На следующее утро Вера Петровна вышла во двор. Бедная липа, ставшая пальмой, теперь была не способна затенять окна. И сможет ли дать новые побеги на будущий год, неизвестно.

И напоследок. Хорошо бы, если соответствующие службы вместо срубленных или загубленных в результате «кронирования» деревьев в обязательном порядке высаживали в наших дворах новые деревца. Не дожидаясь для этого заявлений жильцов. Вот такая мечта у Веры Петровны и автора этих строк.

На фото: Липа и береза - товарищи по несчастью во дворах улицы Зорге.
Автор: Инна МИХАЙЛОВА.