Ребята из ДНР и ЛНР отдохнули под Кумертау

Ребята из ДНР и ЛНР отдохнули под Кумертау

С переездом обратно домой детям помогли уфимские волонтеры и корреспондент "Уфимских ведомостей". Гости поделились впечатлениями о Башкирии, рассказали о своей жизни.

Солнце, речка, новые друзья - первые ассоциации, когда говоришь о детском лагере. Для детей из Донецкой и Луганской областей, приехавших отдыхать в башкирские лагеря, добавляется и слово «тишина». Особенно тем, кто с рождения привык просыпаться под грохот бомбежек и жить на взводе. Отдохнув три недели в «Зеленых дубках» под Кумертау, очередной отряд с детьми из Луганской республики отправился в прошлый вторник домой. Мы поехали провожать их.

Вспоминая родной дом

…«Для помощи в отправке домой детей из ЛНР нужны четверо мужчин-волонтеров. Встречаемся во вторник в 5.30 утра около гостиницы «Амакс», - такие сообщения периодически всплывают в статусе моего знакомого Анвара. Зная о его деятельности, начала расспрашивать о подробностях. «Так ты приходи и сама увидишь», - ответил он.

- Ко мне обратились из администрации города с вопросом, не смогу ли я собрать ребят для помощи в перевозке багажа. Смотри, какие баулы у них. Ростом, да и весом почти с самого ребенка… - говорит модератор и активист Анвар Байков, передавая очередную сумку в автобус.

Сам он «волонтерит» в таких проводах уже в седьмой раз. Сначала встречал детей на железнодорожном вокзале, помогал добраться до гостиницы, а сейчас провожает. За это время повидал всяких, но отмечает, что этот отряд самый дружный и веселый, хотя при первой встрече так не казалось.

За три недели дети очень сильно изменились. Оживились, исчезли скованность, стеснительность, тревожность. Они только адаптировались к мирной, спокойной жизни - и вот снова возвращаются в свои разрушенные города…

Проводы2.jpg

Проводы3.jpg

- Я из Первомайска, это недалеко от Стаханова. Сейчас он разгромлен, говорят, восстановлению не подлежит. Уехала почти месяц назад, даже не знаю, что там меня ждет, - рассказывает учительница начальных классов Галина Бандура.

Она в Башкирии впервые, родом из России - родилась и выросла на Волге. Когда 30 лет назад уезжала на Украину, даже представить не могла, что станет свидетелем таких событий.

- Жальче всего их, - говорит она, указывая на беззаботную ребятню. - Благодарны вашей республике, вашему руководству за то, что дали возможность нашим детям увидеть мир, тишину. Многие из них, кроме разгромленных родных городов, ничего и не видели…

…Десятилетние Алиса и Иванна из Красного Луча вместе с самого детства: ходили в детский сад, сидели за одной партой. Правда, в последний год в школу не ходят (учатся дистанционно). Обе перешли в пятый класс. Когда одна из них сообщила, что едет в лагерь, вторая тоже засобиралась.

- Мама, бабушка были против: боялись отпускать так далеко. Только папа смог их уговорить - он меня сильно любит и ни в чем не отказывает, - говорит Алиса Дабреля.

Ее отец служит старшиной, и, чтобы дочь не скучала, когда надолго уезжает на службу, подарил ей собак.

- Больше всего скучала по пекинесу Кнопе и хомячкам. А вот по твоему Графу ничуть не скучала, – говорит Алиса, поддразнивая подругу. - Он мне погрыз стол и ботинки.

Девочкам было интересно увидеть многоэтажки: в их родном городе дома поменьше, также много частных домов с подсобными хозяйствами.

- У вас в городах вообще нет животных! У нас собаки, коты гуляют везде. Козочки, курочки, утки и все такое… Вот у вас есть какое-нибудь животное есть? И в каком доме вы живете? - неожиданно спросила меня Иваннка.

Пришлось открыть телефон и показать фотографию сиамского котенка. Она улыбнулась и начала перечислять своих питомцев: три кота, две овчарки - Эльза и Оскар, лабрадор и много-много курочек. Но больше всего девочка скучала по серой кошке Мышке.

Тем временем слышу восклицания подруги:

- Ох, и не забуду же я эти лестницы: шагала по ним и чуть не упала! А надо было просто встать… - приговаривает Алиса, ступая на эскалатор.

«На берегу большой реки

Пчела ужалила медведя прямо в нос…» - перекрикивают кричалками старшеклассники проходящие поезда и стук их колес.

– Эх, Уфа, Уфа, прощайте, мои друзья… Во как, даже стихами заговорил!

Иван Дубинин тоже из Красного Луча. Активного, отзывчивого молодого человека с веселым, позитивным характером полюбили все. Перешел в девятый класс, а в лагерь он приехал с десятилетней сестренкой. Дома осталась только мама: папа, как и у большинства детей, служит на военном объекте. Родители были только рады хоть ненадолго отправить их из неспокойного города и приложили для этого все усилия.

- Я благодарен родителям, что они смогли нас отправить сюда, - когда первые ребята приехали и рассказали о Башкирии, я тоже захотел съездить, - говорит 14-летний Ваня.

Общительный мальчик сразу же нашел общий язык с местными ребятами. Они обменялись номерами телефонов для дальнейшего общения, и Ваня даже выучил несколько слов по-башкирски.

- У меня и в родном городе много друзей. Вот приеду и скажу им: «Хаумыхыд, дустар!» - вот они удивятся! - предвкушает он.

У него даже появилась мысль: а не поступить ли учиться в Уфу, ведь тут тихо и спокойно. О будущей профессии пока не задумывался, но с легкостью решает логические задачи, а кубик Рубика собирает за 30 секунд.

Дорогая улыбка

- Из Красного Луча 38 детей, остальные из Петровска, Первомайска и Кировска. Учителям вместе с ними предложили съездить отдохнуть, и я согласилась, со мной и моя дочь Маша, - рассказывает учительница начальных классов школы № 20 Алена Писарева.

В Башкирии, да и в России она впервые. Кумертау, где они отдыхали, чуть меньше их родного города, но чище, аккуратнее.

- Несмотря на военное положение и практически полное отсутствие зелени, мы привыкли к пению птиц. Когда проснулись впервые в лагере, было даже непривычно: ведь вокруг столько деревьев, а птиц нет… – говорит женщина. Ее муж работает на шахте, вообще женщины привыкли тянуть все хозяйство на себе, ведь главы семейств редко бывают дома. Одни уходят защищать родные земли, другие трудятся на шахтах, а третьи - на заработках в южных городах России.

Пока Алена вспоминает дом, в разговор вклиниваются и десятилетние Маша и Стас: рассказывают мне, как видели «хвосты» «Точки-У» и грохот от падения взрывных устройств. И на мой вопрос: «Что такое «Точка-У?» с видом знатоков отвечают: «Это такие шарики, которые летают в небе, и, падая, взрываются»…

- В лагере, когда наши рассказывают о родном городе, о ситуации, местная ребятня удивлялась: неужели такое происходит сейчас на земле! - говорит с грустью в голосе Алена.

- А еще здесь хорошо, прохладно. У нас душно и жарко, мы даже ночью просыпаемся и уходим купаться на речку, - говорит Маша, когда я спрашиваю, что ей понравилось в Башкирии.

Из-за смены климата в первые дни у детей была небольшая адаптация в виде насморка. Некоторые скучали и даже плакали. Просили воспитательницу позвонить родителям, но вскоре так привыкли, что даже забывали звонить маме.

- Сначала местные не признавали наших: держались отстраненно, смотрели с опаской. Но под конец все стали одной семьей, - говорит учительница.

Всего в этом заезде было 98 детей. Планировалось 100, но у двоих оказался положительный результат ПЦР на COVID-19, и их пришлось отправить на карантин. По причине новой вспышки пандемии ребята из этого заезда не смогли поехать и на экскурсии.

- У каждого из них какая-то история, психологическая травма. Приехали молчаливые, с грустными глазами, а сейчас их не узнать, - замечает сопровождающая отряда с российской стороны медсестра Лилия Гарипова.

Она ездила встречать их в Ростов, сейчас провожает туда же. Вернется после того, как посадит в автобус и передаст старшим.

- Приехал отряд, сели обедать в столовой. И вдруг в тишине раздается звон битого стекла: одна из девчонок уронила стакан. Смотрю: половина детей спрятались под столами, закрыв руками головы. Решили, что в снаряд залетел в окно. Я, человек с опытом и столько всего повидавший, долго не мог прийти в себя после увиденного. Это дети с поломанными судьбами. Если нам дана возможность привнести в их жизнь лучик света и добра, считаю, этим надо воспользоваться, - говорит генеральный директор турфирмы «Крекс» Сергей Колесников.

Большинство людей привыкли сочувствовать чужой беде и подставлять плечо в трудную минуту. Особенно отзывчивы, когда дело касается детей. По словам волонтера Анвара Байкова, каждый раз на призыв о помощи отзываются как минимум 10-15 человек.

Проводы4.jpg

- Позвонил знакомый, сказал - мол, нужно помочь. Ну как откажешь? Эти дети и без того немало трудностей испытали - конечно, согласился, - говорит член казачьего братства Игорь Габдрахманов.

Кстати, у казаков есть такое правило: оказывать помощь всем, кто обращается. Они не в первый раз принимают участие в волонтерской деятельности - и в этот раз не смогли остаться в стороне.

- Не надо ни благодарностей, ни похвалы - достаточно их искренней улыбки, она дорогого стоит. Возможно, среди руин разрушенных городов они так же улыбнутся, вспоминая летний отдых в Башкирии, - говорит Анвар Байков.

Алина ГАРИПОВА.

Aallinki507@mail.ru

Фото автора.