О Муртазе Рахимове: "Политик, снискавший уважение"

О Муртазе Рахимове: "Политик, снискавший уважение"

Участие в церемонии прощания с первым президентом Башкортостана Муртазой Губайдулловичем Рахимовым приняли сотни уфимцев. Многие из пришедших в этот день работали с политиком в одной команде.

Это можно сказать об экс-министре труда и социальной защите населения РБ Фидусе Ямалтдинове и бывшем начальнике управления администрацией президента республики Викторе Пчелинцеве. Они проработали с Муртазой Губайдулловичем плечом к плечу не один год. В их воспоминаниях – трудные девяностые годы, и не только.

- В аппарате администрации президента я – с марта 1993 года. Тогда у нашего руководителя была задача построить президентскую власть практически с нуля. То есть, речь шла о создании эффективного механизма управления регионом. Такого, чтобы на всех уровнях работал надежно и слаженно, - поделился с нашим корреспондентом Виктор Пчелинцев.

- Что было труднее всего?

 - Считаю, Муртаза Губайдуллович с этой задачей справился. В девяностые непросто было удержать на плаву промышленность и аграрный комплекс. Как опытный руководитель, он понимал важность этих сфер без иллюзий. Ведь в том числе это помогло обеспечить доходность бюджета региона. И таким образом защитить его жителей от экономического обвала после распада СССР.

- Какие решения первого президента запомнились особенно?

- Например, он отстоял колхозы и совхозы, за что селяне благодарны до сих пор. Хотя на эту тему было прямое указание тогдашнего руководства страны. В то время в Башкирии 1, 8 миллиона человек проживали в селах. И они остались трудоустроены, не оказались без гроша в кармане. Муртаза Губайдуллович понимал, что такое отношение к сельскому хозяйству со стороны власти обретёт людей на голод. Потому и действовал не в угоду вышестоящим начальникам.

- Многие запомнили, как строились в эти годы новые школы, детские сады, больницы…

- Да, и это правда было так. Но я бы еще отметил дорожное хозяйство. Нужно было не только строить новые трассы, но и поддерживать уже созданные, а это – 24 тысячи километров. В отдаленных районах это было важно особенно. Одним из важнейших инфраструктурных направлений в те годы была газификация республики. Я занимался и этой работой. Тогда мы протянули трубы до самых глухих уголков. И уже к 2010 году был достигнут показатель в 80% газификации региона. При этом по стране в целом эта цифра была гораздо меньшей. 

 - Как удалось сплотить многонациональную республику?

- Политика Муртазы Губайдулловича в этом плане была аккуратной и взвешенной, в то же время эффективной. Простой показатель: в начале девяностых годов на всей территории региона было всего 18 православных храмов. Сейчас – более 400, и еще 1300 мечетей. Это удалось во-многом благодаря личной поддержке первого президента.

А Фидусу Ямалтдинову Муртаза Губайдуллович Рахимов запомнился как политик, снискавший подлинное уважение народа. Да и своих подчиненных. Желание не подводить президента было естественным: со многими он общался лично, знал проблемы коллег. Относясь ко всем по-доброму, он никого не опекал излишне. Но всегда знал, когда задать нужный вопрос.

- Вдумайтесь: государственное строительство – это глубокая и очень непростая стезя. Считал и считаю, что именно Муртаза Губайдуллович внес в умы жителей Башкирии определенное республиканское самоосознание. Понимание, что мы – не просто люди, живущие на какой-то территории, но нечто большее. Самая высокая оценка, в моем понимании, - звание «наш президент», которым Муртазу Губайдулловича наградили люди.

- Каким он был ?

- Настоящим мужчиной. Вырос в военные годы, знал цену труду и хлебу. Огромная заслуга – его вклад в агропромышленный комплекс. Объясню, почему: встав у руля, не бросился сразу его реформировать, разрушать сложившиеся устои. Делал все, что нужно постепенно, с чувством, с толком. Простая народная мудрость гласит, что не построив нового, старое не ломают. Шаг за шагом внедрялись новые технологии, начинания, практики. Муртаза Губайдуллович был настоящим генератором идей. Он общался и дружил с людьми из самых разных профессиональных кругов.

- Актуален ли его пример для нынешнего поколения руководителей?

- Безусловно. Во время церемонии прощания звучали слова о возможности открытия музея, посвященного первому президенту. На мой взгляд, это очень правильное начинание.

Беседовал Иван БЕГМА.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ