И вновь шагает бессмертный полк…

И вновь шагает бессмертный полк…

- Семья, стройся! Равнение на красное знамя! Поднять штандарты! Шаго-ом, марш!
Подчиняясь шутливой команде капитана внутренних войск Марата Шарафгалиева, жена Ильсияр и сын Айнур занимают место в строю «Бессмертного полка».

В руках у них – цветы и портрет дедушки, Гайнетдина Шарафгалиева. Будучи сержантом, пехотинец прошел от Сталинграда до Кенигсберга, был дважды ранен.

- Дедушку помню не очень хорошо, он ушел когда я был маленьким. Но когда стал военным сам – конечно, вернулся мысленно к воспоминаниям о нем. Как говорится, солдатская правда одна – и три четверти века назад, и сегодня.

Помахав мне рукой, семь исчезает в потоке  сотен уфимцев. Под музыку той поры колонна медленно движется от остановки Галле в сторону Горсовета. Над головами людей реют красные флаги и воздушные шары. Глядя на портреты фронтовиков, невольно думаю – какими вы были, солдаты Великой Отечественной?

Например, лейтенант-артиллерист Арсений Маслаков. Шинель «по единому образцу» сидит слегка мешковато, но кубари на петлицах и портупея придают строгости. Мальчишеское лицо, немного растерянный взгляд. И не скажешь, что вчера орудийный расчет под его руководством один отразил атаку четырех «панцеров». Лейтенант остался жив. Как и жители деревни, которую они прикрывали.

- Дело было под Москвой, в 1941-м. Поздняя осень, войска отступают, в воздухе висит немецкая авиация. Артиллеристов оставили для прикрытия от танков, чтоб пехота закрепилась на новом рубеже. Отец организовал засаду, что и дало преимущество. Но к своим вернулся лишь он один, - рассказывает дочь офицера Евгения Маслакова, - потом было контрнаступление, бои на Украине. На Донбассе отражали очередной контрудар немцев, снаряд попал в ящик с боеприпасами. Отца комиссовали из-за ранения и
контузии.

За каждым из снимков – своя история. В какой-то момент стирается граница времен, и я оказываюсь в пехотном строю. Блестят начищенные до блеска сапоги, гимнастерки подтянуты аккуратно и ладно. Парад – он и есть парад. Но через минуту наваждение проходит – это курсанты военных училищ и кадетских классов Уфы. Так сказать, преемственность в самой наглядной форме…

- Сейчас я учусь в речном училище. У нас тоже есть свои традиции. Каспийская, Волжская, Донская флотилии принимали в боевых действиях самое активное участие. Потому сегодня мы чтим память краснофлотцев, речников и моряков, - говорит студент Максим Соломатин.

Шаг за шагом праздничная колонна движется вперед. Отсчитать бы 1418 шагов – по одному за каждый день боев. Перед глазами проносятся лица летчиков, танкистов, моряков. На земле и в воздухе, на воде и под водой – эта война была действительно всеохватывающей. Тем ценнее праздничное настроение, которое дарит нам девятый день мая сегодня. Ведь в самый первый раз этот праздник отмечали совсем по-другому.

Иван БЕГМА.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.