Чьи овощи на ярмарке?

Чьи овощи на ярмарке?

Овоще-фруктовых палаток в городе много, и было бы логично, если б там были представлены овощи местных фермеров, но так ли это?

Первые полученные данные сельхозпереписи говорят о том, что число производителей сокращается. Так как себя чувствуют те, кто должен создавать конкуренцию на нашем рынке и тем способствовать качеству и снижению цен?

С этим вопросом я отправилась на ярмарку рядом с Аграрным университетом.

- Вот хозяйка, у нее спрашивайте, - направляет меня мужчина, вытаскивающий из грузовика мешки с картофелем. Глава хозяйства - фермер из Кармаскалинского района Рита Лукманова раскладывает на прилавке большие кочаны капусты, которые так и тянет купить и нашинковать.

- Под картофелем у нас три гектара, получили 60 тонн. Под другими овощами - еще один; капусты, например, выросло 50 тонн. Продаем продукцию только на ярмарках, других рынков сбыта не находим, - проинформировала меня она. - На вырученные деньги каждый год приобретаем технику - в этом году, например, сенокосилку.

Тут в разговор вновь вступает мужчина, играющий в хозяйстве явно не подсобную роль.

- Вот если бы государство построило для нас овощехранилище в аренду, было бы совсем другое дело, - волнуется он. - А я бы его постепенно выкупал. Тогда мог бы до 300 тонн картошки выращивать, продавать круглый год.

- Но ведь фермерам предлагали объединиться и скинуться на хранилище, с компенсацией части затрат от государства.

- Никто объединяться не будет. Мы конкурируем. У меня картофель по 15 рублей, а у него - по 14!

Торгующий напротив Амир Салихов из Аургазинского района имеет вид полного довольства жизнью. У него морковь и свекла идут по 20 рублей за килограмм.

- Мы реализуем продукцию не только на ярмарках, но и на рынке перед дворцом Спорта.

- В хранилище нуждаетесь?

- А у меня погреб большой. В нем все хорошо сохраняется. (Современное хранилище - не совсем погреб, ну да ладно).

- Расширяться не хотите?

- Нет. Для одной семьи размер хозяйства в 10 гектаров - в самый раз.

То есть завалить уфимский рынок продукцией он не стремится.

Такое желание было у фермера из Шемяка Дамира Набиуллина. Однако не сложилось.

- У меня небольшой огород - 20 соток, выращивали в теплицах огурцы, помидоры. Ко мне приезжали из соседнего региона, интересовались технологией возделывания. Однако цены на газ для отопления, на ГСМ растут; часто бывает, что, получив прибыль, хозяйство рассчитывается с долгами за прошлый год. Летом огурцы стоили 12 рублей, а мне, чтобы свести концы с концами, нужно хотя бы 17. Однако у нас за овощи, выращенные не на гидропонике, не на минеральной вате, никто платить больше не станет. Всех интересует только цена, поэтому с крупными хозяйствами соревноваться невозможно. К тому же в Уфе цены диктует Затонский рынок, вырасти хоть 50 тонн - не поможет, а магазины берут (от коллег знаю) понемногу. Так что я заниматься этим больше не могу. И давление шалит…

Ну а теперь огурцы уже стоят 50-60 рублей.

Конечно, в республике есть хозяйства, которые занимаются овощами более успешно. (К примеру, выращивание картофеля хоть и не сразу, но дает стабильную прибыль (еще бы!), но для этого нужно отдать под него 150-300 гектаров - таких ферм насчитывается около 10). Однако столичный рынок им пока не принадлежит.

Кстати

По данным министерства сельского хозяйства, овощей в республике вырастили больше, чем в прошлом году: картофеля - на 76% (3,2 тысячи тонн), овощей открытого грунта - на 37% (4,3 тысячи тонн), закрытого - на 14%. Однако, чтобы закрыть внутреннюю потребность, необходимо еще 164 тысячи тонн (30%). Порядка 10% этого объема восполняется за счет завозной импортной продукции, остальная поступает из других регионов.

Екатерина КЛИМОВИЧ.