В Уфу прибыла копия знаменитого квилта "Дорогая Джейн"

В Уфу прибыла копия знаменитого квилта "Дорогая Джейн"

Реплика самого известного в мире лоскутного одеяла, созданного мастерицами 30 городов России и Белоруссии из 225 частей, гостит в Уфе до 2 февраля

Затеяла этот амбициозный проект энтузиастка лоскутного шитья Ольга Авлахова из Санкт-Петербурга. Благодаря интернету сорок рукодельниц из разных городов страны нашли друг друга. Работа длилась девять месяцев, каждая сшила по три-четыре отдельных блока и отправила Ольге в Петербург, где та собрала их в единое лоскутное изделие необыкновенной красоты.

Оригинальный квилт бережно хранится в Беннингтонском музее штата Вермонт. Лишь раз в году он выставляется на всеобщее обозрение, что объясняется почтенным возрастом работы и ветхостью ткани. И тогда в музей начинается настоящее паломничество.



Чудо-квилт был создан Джейн Блейкли Стикл в начале 1860-х годов, когда в Соединенных Штатах гремела самая кровопролитная в истории страны война между Севером и Югом. Джейн сшила и простегала его полностью вручную. Квилт включает 225 блоков размером от трех до пяти дюймов и состоит из 5602 фрагментов. Ни один лоскутный узор, ни один рисунок на ткани не повторяются. Для верха она использовала набивные и однотонные хлопковые ткани - коленкор и гринсбон. На подкладку взяла две льняные простыни, которые принадлежали еще ее матери. На лицевой стороне Джейн пометила чернилами «Во время войны 1863», а на подкладке сохранились вышитые мельчайшим крестиком инициалы SB (Сара Блейкли).

Джейн родилась 8 апреля 1817 года в маленьком городке Шафтсбери, штат Вермонт, в семье фермера Эрастуса Блейкли. Когда Джейн было 12 лет, две старшие сестры умерли, и ей пришлось много хлопотать по хозяйству: заниматься огородом, делать свечи и варить мыло, доить коров и коз. Читать и писать детей научил отец. Рисовать Джейн пыталась сама, вдохновляясь рисунками бумажных обоев. В музее есть ее детская акварель с изображением цветов в вазе.

Дочь фермера, она и замуж вышла за фермера Уолтера Стикла. Своих детей у них не было, зато они воспитали троих приемных. В конце 1860 года ее муж уехал на ферму Блейкли, чтобы помочь шурину с ремонтом сеялок и веялок. Там и застала его Гражданская война. Уолтер Стикл принял участие в боевых действиях на стороне северян.

В эти годы Джейн сильно болела, много времени вынужденно проводила в постели и, чтобы занять руки и отвлечься от тревожных мыслей, взялась за трудоемкую работу. Лоскутные одеяла, включающие множество разнообразных узоров, были тогда на пике популярности. Удивительно другое: свыше двух третей затейливых узоров Джейн придумала и воплотила сама. Некоторые блоки состоят из 35-40 кусочков величиной в четверть дюйма, либо набранных из лоскутков, либо украшенных аппликацией. На желтоватом фоне разбегаются в причудливых переливах цвета узоры из зеленых, синих, желтых, пурпурных, розовых и красновато-коричневых квадратиков, треугольников, сложных криволинейных фигур. Одеяло обрамлено каймой в виде конусов.

На окружной сельскохозяйственной ярмарке изделие миссис Стикл было удостоено первой премии, как писала городская газета «Знамя Беннингтона». Целых два доллара. Благословенные времена, когда такая сумма считалась солидной.

Джейн умерла в 1896-м, в возрасте 79 лет. Ни одного портрета ее не сохранилось.

Через сто лет преподаватель математики, увлекавшаяся пэчворком, Бренда Пападакис задумала повторить этот квилт и в течение пяти лет срисовывала узоры, разрабатывала схемы, сшивала лоскутки. Повторила. И написала книгу, в которой подробно рассказала обо всех этапах своего труда. Именно с легкой руки Бренды квилт стал называться ‘Dear Jane’, ибо автор включила в книгу свои виртуальные письма в прошлое, где обсуждает с дорогой Джейн трудности и успехи, расспрашивает ее о жизни в американской глубинке, сочувствует и поддерживает. «Уверена, - пишет Бренда, - что квилт стал для Джейн способом привнести в жизнь порядок, соразмерность и красоту, отсутствовавшую в реальности в условиях жестокой войны».

С тех пор квилт «Дорогая Джейн» начал свой победный ход по всему миру. От Уфы в работе над его репликой участвовала Галина Иванова. Теперь это одеяло путешествует по всем городам, откуда родом участницы проекта. Надо его показать у себя, рассказать и сфотографироваться с ним в обнимку на фоне памятного знака с названием города.

На встрече в «Ижаде» Галина Юрьевна поведала слушателям (народу собралось море!) о многочисленных переговорах со своими соратницами по выбору цвета и качества ткани, размера лоскутков, сложностях пересылки по почте, ответила на множество вопросов. Не все было сшито на руках, использовалась сборка на швейной машине, компьютерная стежка, пришлось отказаться от фестонов по краям квилта. Наши дамы рассматривали одеяло внимательнейшим образом со всех сторон, наперебой фотографировали, только руками не трогали. Кроме того, Галина Юрьевна показала свои собственные работы, которые она делает на мастер-классах в черниковском досуговом центре «ПТУлей». Это народные куклы, лоскутные панно, джинсовые сумки с японской стежкой «сашико».

Ольга Суткевич, руководитель Народного клуба любителей лоскутного шитья «Надежда», рассказала о самых популярных лоскутных фестивалях, которые проводятся в России, и участии в них уфимских рукодельниц. Ирина Проскурякова пришла с книгами по лоскутному шитью из своей домашней библиотеки, изданными в США, в том числе и с книгой Бренды Пападакис «Дорогая Джейн: 225 узоров из 1863 года». Стелла Маркова, хозяйка «Ижада», тоже принесла последние издания по этому виду рукоделия.

Всего один день «Дорогая Джейн» гостила в «Ижаде». До 2 февраля одеяло можно увидеть в «ПТУлье» (Хакимова, 7). А дальше оно отправится в Пермь.

Анна МАСЛОВА