В гардеробе - калфак, кашмау и камзол

В гардеробе - калфак, кашмау и камзол

В Лайфстайл «Башкирия» проходит фотовыставка татарского национального костюма Tatar dress.

Это исторические костюмы, которые художник-реконструктор, этнодизайнер  Ильдар Гатауллин воссоздал по старым лекалам. В работе он  использовал винтажные ткани – бархат, парчу, жаккард, а украшения  создал с помощью 3Д принтера. Чтобы представить костюмы в полной красе  блогеры  организовали акцию - провели фотоссессию, облачившись в эти наряды (автор проекта Гульшат Сафина). И теперь мы можем воочию представить, как выглядели  в позапрошлом веке хатын  и ирляр (женщины и мужчины).

…Как пишут историки и краеведы, сто лет назад  одежда у большинства татар  состояла из штанов  и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. А поверх они надевали камзол, на ноги - ичиги,  завершал образ головной убор.  Вроде просто, но взглянешь на образы, которые реконструировал художник,  и диву даешься – какая красота! Камзолы из бархата и парчи, украшения тонкой работы с использованием   драгоценных и полудрагоценных  камней  (сердолики, аквамарины, аметисты, яшма, бирюза, топазы). Этнографы отмечают, что в конце XIX век казанские горожанки уже перестают носить рубахи, заменив их приталенным платьем с модным в то время турнюром, а сельские же девушки  продолжают носить туникообразные рубахи, а  поверх – камзол, бишмет и джилян того же покроя, что и мужской.

Главным украшением образа был калфак – головной убор татарочек. Его делали достаточно объемным, чтобы закрыть голову, волосы и шею сзади. Их  шили из ярких тканей, украшали аппликациями, бусинками, жемчугом. Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок. Каждая такая девушка  выглядела настоящей красавицей!

В день открытия выставки состоялось дефиле моделей в татарских национальных костюмах. Взгляд было не отвести -  благодаря высокому головному убору девушки кажутся стройнее и выше, а какая царственная осанка! А вот , что говорит сам художник.

- Это  воссозданная до мельчайших деталей одежда XIX века, которая была в действительности в гардеробе наших предков, - говорит художник, -  А украшения  отреставрированы и с точностью повторяют своих исторических предшественников. Конечно,  одежда не на каждый день. Но она не может не вдохновлять модельеров для создания новых коллекций. национальные традиции - неисчерпаемый источник.

Отдельно хочется сказать о  нагрудниках, монисто и головных уборах.  Каждая вещь – шедевр. Художник создает их с 2013 года, а украшения  воссоздает  с помощью 3D-принтера. Монеты на нагрудниках, монисто или головном уборе «кашмау» на оригинальных нарядах татарской красавицы в прошлые века, конечно, были из серебра. Традиционные методы создания таких реплик финансово затратны, поэтому  полимерные копии предметов декора гораздо доступнее, при том, что внешне не отличимы от оригинала.

Когда мы  расстраиваемся, что  «нечего надеть», а в шкафу полно вещей, стоит  взглянуть, как одевались в прошлые века наши прапрабабушки как создавали  свой образ при минимуме одежды. Их образы до сих пор вдохновляют  модельеров.

Лилия ЗИМИНА.