Сестры Литвиненко: Сначала должна быть идея

Сестры Литвиненко: Сначала должна быть идея

В Выставочном зале «Ижад» БГХМ имени М.В. Нестерова (Космонавтов, 22) заканчивается выставка Елены и Ольги Литвиненко, посвященная  работам в технике акварели, графическим листам, выполненным в карандаше и сухой иглой, масштабным войлочным панно.

Весь январь она радовала посетителей, заслужила массу восторженных откликов. Под занавес выставки состоялась творческая встреча со стерлитамакскими художниками, на которой я побывала.

Они похожи, как могут быть похожи сестры-близнецы, и в то же время отличны друг от друга, как два творческих человека, каждый со своим видением, предпочтениями, тематикой. На встрече они рассказали о годах учебы, сначала в профессиональном учи-лище своего родного города, потом на худграфе Башкирского педагогического универси-тета имени Акмуллы (тогда еще института). Теперь они преподают в детской художест-венной школе Стерлитамака, много раз выезжали на пленэры, проводившиеся в разных регионах России - в Сибири, Карелии, Великом Новгороде, на Урале, активно участвуют в выставках, завоевали все мыслимые и немыслимые звания и награды. Их произведения вошли в музейные коллекции и частные собрания в России и за рубежом.
Как удается им совместить творчество с плотным графиком работы, с повседневны-ми домашними делами? Наверное, это умение сосредотачиваться в каждый отдельный отрезок времени на чем-то одном, основном, и умение ставить цель. «Главное - это идея», - не уставала повторять Ольга Викторовна, сопровождая высокие слова беглой, чуть сму-щенной улыбкой.



Выставка включает традиционные произведения. Это изображения гор, поросших хвойным лесом, сумрачных вод Оби, вздымающихся бортов рыбачьих лодок на берегу реки, безлюдные городские пейзажи с храмами, старыми домами, поросшими травой дво-риками, где сушатся на веревочках свежевыстиранные простыни и рубахи (шагни в них и станешь первым на этом кусочке земли), гордые мальвы и высокий иван-чай.

Глобальные темы нашли отражение в серии работ религиозного направления (стоит только вспомнить картину о призвании апостола Петра, ловца рыб, ставшего ловцом че-ловеков), в серии «ГУЛАГ», посвященной жертвам репрессий, которые не обошли семью Литвиненко, оставили след близ шихана Торатау под Стерлитамаком, где до сих пор мож-но видеть развалины бараков спецлагеря особого режима. Сколько пересмотрено доку-ментов, сколько говорено со старожилами, скольких предметов коснулись их пальцы, включая огромную железную тачку, на которой зеки возили добытые для обжига на из-весть куски горной породы.

Башкирские и славянские мотивы играют глубинными смыслами в этнических сериях. Узоры красных рушников, выбеленные на ветру завитки деревянной резьбы, купальский цвет папороти, горящий багрянцем запекшейся крови и жарких углей, как бы проступают из-под патины времени, чтобы откликнуться в нас мгновенным узнаванием на уровне генетической памяти.

Рука художника-профессионала чувствуется в войлочных панно. Шерсть здесь большей частью естественных, «диких» цветов - серая, коричневая, белая, а в качестве основы выбрана подчеркнуто грубая мешковина. Очень бережно введены иногда цветные прядки тускло-зеленых, голубоватых, густо-синих оттенков. Как доброго знакомца, увиденного на одной из предыдущих выставок, встретила я рождественский вертеп, тоже в технике мокрого валяния, с тремя волхвами, Богородицей с Божественным Младенцем на коленях, ангелом с белоснежными крыльями, Иосифом Обручником, овцами и коровами.



А в фирменной «ижадовской» арке-трансформере на сей раз поселились их войлоч-ные голуби и плоская деревянная елочка, украшенная керамическими фигурками. «Хочется все попробовать», - объяснили сестры Литвиненко.