Руслан Воротников: потому что могу!

Руслан Воротников: потому что могу!

Руслан Воротников — известный пианист, педагог, вокалист, исполнитель роли графа Орлова в мюзикле «Голубая камея». Недавно его имя зазвучало на всю страну: он стал участником шоу «Голос» на Первом канале.

- Вы обладатель 11 первых премий международных и всероссийских конкурсов. Наверное, уже можно почивать на лаврах. Почему решили участвовать в проекте?

- По нескольким причинам. Потому что могу! Не у всех профессиональных исполнителей и тем более педагогов хватит духа спеть на всю Россию. Поскольку считаю, что педагог должен быть «играющим» тренером, и пошел в проект. И не жалею. Когда ты живешь на периферии, со стороны окружающих и коллег происходит обезличивание: к тебе все привыкают и уже неважно, насколько ты крут. Стоит выехать за пределы ареала обитания, и внимание к твоей персоне растет. Участие в проекте дает возможность познакомиться с людьми, которые знают о профессии то, чего не знаю я. Мне нравится общаться с лучшими. Кроме того, это помогает мне сформулировать для себя дальнейшие цели в профессии. Отмечу, что некоторые ответы я получил. На кастинге «Голоса» пел много и на разных языках, но редакторам понравилась именно эта песня и её утвердили.

- Вы из творческой семьи — расскажите подробнее о ней, как на вас повлияло окружение. По-вашему, может ли ребенок, чьи родители совершенно далеки от искусства, добиться выдающихся успехов? Часто они стараются отдать детей в другую сферу, не связанную с профессией мамы и папы. Как вы к этому относитесь? Настаиваете ли на музыкальном образовании?

- Моя мама – актриса Людмила Воротникова. Часть моего детства я провел за кулисами в театре, неосознанно впитывая профессию. Посещал оперы, танцевальные концерты, выставки. Для ребенка очень важно получить максимально разностороннее образование, тогда его воображение будет способно находить волшебство в жизни… Отмечу, я единственный профессиональный музыкант в семье, хотя мой дедушка Петр Воротников играл на баяне, бабушка - на гитаре, родственники хорошо пели. Все вело к тому, что кто-то должен пойти по этой дороге. Если семья занимается музыкой, ребенку легче развиваться, но если ты решил пойти своей дорогой, то нет ничего невозможного. Талант и трудолюбие сделают свое дело, нужно только время. Мои дети музыкально одарены, это видно невооруженным глазом. Как сложится их судьба, никто не знает, поэтому пытаюсь дать им максимум: языки, спорт, различные секции. Но музыкальные школы они однозначно окончат, поскольку нет более интенсивной зарядки для ума, чем занятия музыкой.

- Есть мнение, что сейчас падает уровень зрительской оценки, слушатели становятся всеядны — слух не раздражает мат, арифмия в текстах, рваная музыка. Как вы считаете, допустимо ли это? Нужен ли отбор тех, кто будет выступать со сцены, звучать на радио и в Интернете на широкую аудиторию?

  - Сейчас век компиляций! Все так или иначе написано, мы можем по большому счету только группировать музыку и тексты по-другому. Если раньше было нормой читать, например, рэп, четко и понятно, сейчас все с точностью наоборот. И так везде. Музыканты пытаются найти хоть что-то нетронутое, идти от обратного. Цензура местами, может, это и хорошо, но этого уже, к счастью, или к сожалению, не будет в моей жизни. Лучший цензор время. Для меня сейчас лучшее время в моей жизни, нужно наслаждаться благами которые она нам дает. Конечно, если у тебя больше денег, чем у твоего оппонента, твоя песня будет звучать на радио или телевидении, а не его. И если крутить на канале все что угодно в течение долгого времени, зрителю будет казаться, что это новое искусство. Мне кажется нужно расти на классических идеалах: в поэзии, в музыке, в литературе. Тогда будет защитный механизм. Иначе без фундамента есть риск развалиться как личность. В любом случае сейчас лучше чем при Сталине, и не дай Бог чему-то такому повториться.

- Вы и сами получили всестороннее образование — кстати, почему? Стало интересно или это по какой-то причине понадобилось?

- Мне всегда мало знаний. Я жаден до них, хочу больше и глубже… Если я не делаю нового миллиметра познания каждый день, мне кажется, я деградирую. Чтобы передавать знания, нужно быть максимально наполненным самому. Тогда чувствуешь за собою силу делать мир лучше и профессиональнее.

- Вы - педагог. Кто ваши ученики? Можно ли увидеть потенциал с первого занятия или это работа, которая может дать в дальней перспективе результат?

- Потенциал студента виден сразу. Вопрос в другом, готов ли он положить на алтарь искусства свою жизнь - ни больше ни меньше. Любой адекватный человек может стать кем угодно и достичь в любом деле профессионализма, но только по-настоящему талантливые и трудолюбивые люди, те, которые занимаются по-настоящему своим делом, станут истинными хранителями профессии.

- Уфимский слушатель… Какой он?

- Самый разный! С одной стороны, музыка звучит везде и всегда, и это хорошо, а с другой - каждый среднестатистический человек думает, что он может в ней разбираться. А ведь музыкальный язык - это наука. Большинство не понимают джаз. Можно сравнить с посещением вечера китайской поэзии без знания языка - просто не получится насладиться выступлениями чтецов. То же самое с непопулярными жанрами. Люди не могут их воспринять из-за незнания алгоритмов, заложенных в самих стилях. Поэтому все современно-популярное максимально упрощено. Чтобы голову не забивать, жизнь и так непроста: ипотеки, зарплаты, пенсии… К счастью, в поп-индустрии есть интересные личности и музыканты. Возьмем наших – «ДДТ», Земфира, Моргенштерн. Они отличаются особым видением, своей музыкальностью, неповторимостью. Сейчас это редкость.

  - Для многих сходить на концерт, в театр - вариант хорошего, качественного отдыха. А как восстанавливаетесь вы после выступлений?

- Для меня отдых проходит по-разному. Это - тренажерный зал, сон, общение с семьей, занятия с собой. Кстати, индивидуальное развитие меня всегда бодрит: странно, «физика» вроде устает, а энергия приходит. Меня вдохновляет общение с интересными людьми, чтение умных книг, просмотр программ, связанных с танцами и голосом.

- Что приятнее исполнять — джазовые или классические композиции? Насколько джаз — это импровизация и когда можно импровизировать в джазе?

- Есть стили, которые я люблю больше и играю чаще, но это зависит от настроения. Я универсальный музыкант и никогда не устаю от музыки, просто переключаюсь, нахожусь в состоянии «соскучился». Могу одну неделю играть только на барабанах, а потом применять этот опыт в фортепианных соло. Каждая идея, сыгранная на любом инструменте, находит выход и преломление через другой инструмент. А занятие актерским мастерством помогает лучше чувствовать песню - донести до слушателя. У каждого стиля свои законы. В классике ты должен максимально донести то, что хотел автор, в джазе постоянно рискуешь, пытаешься вести диалог с другими музыкантами, а как это получится - никому не известно.

Иметь значение может все: свет в зале, музыкальная реплика коллеги, даже одежда, в который ты музицируешь, громкость аплодисментов. Масса параметров, которую сенситивный человек просто не может не почувствовать.

- Вы играли и играете во всех проектах, включая каверы в ресторанах. Нравится ли играть под «жевание котлет»?

- Для меня особое развлечение - играть на публике, которой не до меня. Я аккуратно пытаюсь развернуть жующих, и обычно у меня это получается. Есть разные алгоритмы. Я музыкально тщеславен, люблю, когда меня слушают. Также умею слиться с интерьером кафе или ресторана и абсолютно не выделяться, но делаю это только за большие деньги.

- А правда, что играете для публики джаз, а сами дома слушаете Ваенгу и Баскова?

- Слушаю разное. Для моей профессии нужно владеть огромными пластами информации. XIX век, а это значит что все от Баха до Монеточки я так или иначе должен знать. Сейчас помогаю рэп-исполнителям раскрыть свой потенциал, а это значит штудирование текстов, чтение стихотворений, прослушивание современных исполнителей. За всем не уследишь, но нужно стараться.

  - Знающие люди говорят, что вы умеете разговаривать клавишами, даже смех можете сыграть. Это правда?

-Недавно написал музыку к короткометражному фильму, там мне пригодилось умение «разговаривать» на рояле. Где-то улыбка, где-то бессилие, где-то надежда. Легко быть «услышанным», когда играешь широкую фактуру с большим количеством нот, гораздо сложнее остаться убедительным, если у тебя есть три ноты.

- «Голубая камея» - единственный мюзикл, в котором вы принимали участие?

- Да. Есть в Уфе и другие, но градус понижать не хочется.

  - Клавишные - походка, рассказ или сердцебиение или мысль?

  - Клавиши - это ДНК. При помощи их в музыке можно сделать все что угодно, если знаешь код.

- У вас много поклонниц. Супруга ревнует к фан-клубу?

- У супруги, Елизаветы Воротниковой, все хорошо с самооценкой! Чем больше фан-клуб, тем больше людей придет наши концерты. Так что это только плюс.

- Какой песней укладывали детей?

- У нас в семье нет практики исполнения колыбельных. Но когда отвожу детей в школу и садик, в машине звучит правильная музыка. Минимум 20 минут в день они слышат что-то отличающееся от радийного стандарта. Отличаться от других не просто, тебя всегда будут чуть-чуть недопонимать. Но надо продолжать делать свое дело и реализовывать свое предназначение, несмотря ни на что.

Розалия ВАЛЕЕВА.

Фото из личного архива Руслана Воротникова.