Магические миры Босха и Брейгеля

Магические миры Босха и Брейгеля

В Выставочном зале «Ижад» БГХМ имени М.В. Нестерова начала работу выставка недостижимо гениальных и самых загадочных мастеров Северного Возрождения - «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны».

Около шестидесяти высокоточных полноразмерных репродукций этих художников выполнены в технике «жикле» с помощью новейших лазерных технологий. Они передают не только цвет, но и каждое движение кисти, легчайшие мазки, плотность или прозрачность наложения красочных слоев. Иной возможности увидеть их шедевры, хранящиеся в лучших музеях мира и частных собраниях, у нас просто не будет.

Пятьсот лет прошло с тех пор, как они жили и творили. Мало известно об их биографиях, что-то «зашифровано» в картинах. Если бы знать что… Нам остается только вглядываться в эти таинственные миры, пытаться постичь их тайное значение.

Вспомните, как говаривал Вильгельм Баскервильский в «Имени розы»: «Не думай, что если каких-то вещей нет, их и не может быть. Все уже написано в скрижалях мирозданья» (цитирую по памяти). Вот так, наверное, и появляются у Босха маленький утконос, гуляющий вкруг озера в саду земных наслаждений, твари, выползающие на сушу, похожие на ископаемых трилобитов и реконструированные палеонтологами, и даже свет в конце тоннеля, куда устремляются души праведников, о котором люди заговорили только после опыта клинической смерти. Образы, рожденные видениями Босха, помноженными на религиозные аксиомы его времени, сливаются в нерасторжимое смысловое единство.



Множество загадок ставит перед нами и минхер Брейгель. Казалось бы, спокойный пейзаж под тихим небом, деревья и нарядный городок вдалеке. Но на переднем плане виселица с сорокой на верху, как напоминание о бренности жизни и неизбежности наказания за грехи. Дети, в упоении скачущие на игрушечных лошадках, строящие замки из песка, бегающие с вертушками в руках, их сотня, если не больше. Это ли не аллегория тщеты наших суетных занятий? Или народные пословицы, спрятанные во многих человеческих фигурках. Честное слово, я узнала только «не рой другому яму» да «биться головой об стенку». Продолжить что ли раскопки аллюзий?

Что достойно удивления, это скрупулезная точность изображения деталей окружающего мира, вплоть до драных чулок на коленях блудного сына или торчащего гульфика на штанах ловца птиц, накладного замка на раскрытом сундуке умирающего скупца, в котором копошатся бесы и поблескивает золото, модного одеяния темнокожего волхва Бальтазара.

Но мистика и тайны все равно остаются неразгаданными.

Анна Маслова