Ильгам Валиев: «Мне одинаково комфортно в опере и на эстраде»

Ильгам Валиев: «Мне одинаково комфортно в опере и на эстраде»

Лауреат «Золотой маски», молодежной премии имени Шайхзады Бабича, заслуженный артист Башкортостана и Татарстана… Оперный певец Ильгам Валиев выступает в концертных залах Екатеринбурга, Казани, Перми и Челябинска и даже на льду «Уфа-Арены» перед хоккейным матчем.  Поклонники театра полюбили его Салавата Юлаева, Герцога в «Риголетто», Берендея в «Снегурочке», Акъегета, Фауста

- Ильгам, два года назад после нескольких лет работы в Екатеринбурге вы вернулись на родную сцену. Не сожалеете, что уезжали?

- Совершенно искренне отвечаю: нет. Ведь приглашение работать в Екатеринбурге я принял не только из материальных соображений, как писали в прессе. Это было не главной причиной. Тогда в Уфе больше напрягали оргмоменты, которые отражались на творческом процессе. Сегодня стало комфортно: зритель вернулся в зал. И не просто вернулся - он привык к качественным постановкам, ярким праздникам, известным именам. Большая заслуга в этом и театрального менеджмента: налажена хорошая связь с ТВ, СМИ, где публикуются постоянные интервью с певцами, музыкантами. Видна работа и главного дирижера: Артем Макаров умеет работать с солистами, слышит оркестр.



 За последние 2-3 года труппа заметно усилилась, приглашенные постановщики отмечают, что в Уфе можно смело ставить любой спектакль. В каждую премьеру вводятся молодые солисты. У театра появились поклонники, которые идут на имена.
Очень хочется, чтобы труппа и впредь получала поддержку. Опера и балет - элитарное искусство, показатель уровня культуры. Что можно показать зарубежному гостю, чтобы он понял? Тем более что наш театр на слуху: он ассоциируется с именами Рудольфа Нуреева, братьев Абдразаковых.

- Но вы все же сохранили творческие связи с Екатеринбургской оперой, а недавно получили партию в Татарском театре имени Джалиля. Каково это - жить и работать на три города?

 - Это громко сказано, сейчас я не особо разъезжаю, бывают насыщенные периоды, бывают спокойные. Да, продолжаю сотрудничать с Екатеринбургским театром - рвать отношения не в моих правилах. Но сейчас у меня там не такая большая нагрузка, в труппу набрали постоянных солистов, понятно, для них это предпочтительнее. Что касается Казани, опера «Сююмбике», премьера которой также состоялась недавно, - первая работа в театре имени Джалиля. На мой взгляд, очень удачный проект: прекрасная музыка, зрелищная постановка. Интересно было работать с автором - Резедой Ахияровой, с
постановщиком Юрием Александровым. Будет ли продолжение? Время покажет.



 - Помимо оперы вы выходите на эстрадную сцену. Душа просит песни или это дополнительный заработок?

 - Скорее любовь с детства. Родители очень любили народные песни, отец был лично знаком со знаменитым певцом Ильгамом Шакировым, в честь которого и назвал меня. В подростковом возрасте я сам полюбил татарскую эстраду. Когда есть время и возможности, не отказываюсь от таких выступлений. Помимо неплохого заработка, они дают артисту узнаваемость: его видит и слышит большее количество людей, чем на оперных спектаклях. На концертах можно позволить себе довольно неформальное общение с публикой, можно даже без микрофона спеть - слушателям нравится. Потом многие, заинтересовавшись, приходят в театр. Мне не стыдно за то, что я делаю на эстраде, - за что попало не берусь.

 Печально, что в целом на национальной эстраде сегодня унылая картина: много низкопробной музыки, тексты ни о чем, мелодии примитивные, многие певцы буквально с улицы, думаю, они имеют право петь только во время застолья. Тем более странно, что многие из них собирают аншлаги! Почему этому ширпотребу аплодируют люди, которых брали за душу песни Альфии Авзаловой, Фариды Кудашевой, Ильгама Шакирова, Ильфака Смакова и других легендарных национальных исполнителей?

 Вспомните: в советские времена на эстраде было не так много певцов, но все они были настоящими. Потому что проходили через сито. Можно по-разному к этому относиться, но мы слушали качественную музыку, хорошие голоса. Минкульт мог бы поставить барьер низкопробной самодеятельности.

 - Что нужно сделать, чтобы это исправить?

 - Высокую планку для молодых певцов обозначил Всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык кyпере», который прошел в 2017 году. Он объединил лучших певцов из двух республик. Песенный марафон прошел по городам, где проживает татаро-башкирская диаспора, и завершился в Москве, в Большом Кремлевском дворце, при переполненном зале. Я исполнял песню Загира Исмагилова «Былбылым» и неаполитанскую «O, sole mio».

 На сохранение традиций профессионального вокала, пропаганду классической национальной эстрады работает Вагаповский фестиваль, ставший настоящим культурным брендом, открывший имена талантливых молодых исполнителей Филюса Кагирова, Руслана Сайфутдинова, Рустема Асаева, Ришата Тухватуллина. С удовольствием участвую в концертах фестиваля. Спасибо организатору, главе фонда имени Вагапова Рифату Фаттахову.



 - Два года назад, вернувшись из Екатеринбурга, вы получили роль Салавата Юлаева в одноименной опере Загира Исмагилова. Постановку оценили очень высоко. Но почему она редка в афише?

 - Почему-то зритель не спешит на нее, трудно собрать зал. Это очень обидно, ведь постановка Иркина Габитова - очень качественная, достойная предыдущей версии, которую поставил мой педагог по оперному классу Марат Магафурович Хисматуллин. Красочно, зрелищно, чего стоит только выезд на сцену на живом коне! И история реальная, культовая для башкирского народа. Но, видимо, зрителям ближе попса, чтобы музыка была попроще, знакома. А вот купить билет на «Салавата Юлаева»… Хотя сегодня много разговоров о патриотизме, национальном самосознании, сохранении языка, ярких личностях из народа. Почему бы этим «ораторам» не начать с себя: прийти в оперу, послушать гениальную музыку великого композитора?



 - Ваши дети тоже пошли по музыкальной стезе. Вы одобрили их выбор?

 - Дочь после окончания училища продолжила учебу в институте искусств, на отделении вокала. Вижу, старается. Сын выбрал хоро-дирижерское отделение, но мечтает о карьере вокалиста. Пока у него возрастная ломка, а когда голос установится, будет видно. Мы с супругой не стали противиться их выбору, он был ожидаем. В одном уверен: и Зухра, и Хайдар видели «кухню» изнутри, представляют, что это за труд. Если у них получится, будем рады.

 - Куда ходите всей семьей - кино, концерты, спортивные мероприятия?

 - Я как в том анекдоте: «не читатель, а писатель», сам большую часть времени на сцене. Загрузка в театре, репетиции, разъезды не оставляют времени и сил для культурной программы. Но когда приезжают друзья-певцы на гастроли, прихожу на концерты, большей частью тайком, чтобы их не смущать. Чаще хотелось бы на хоккей походить, но не всегда получается…
Правда, регулярно выходим на пробежку в парк у «Президент-отеля» - красиво, свежий воздух и от дома недалеко. Люблю площадь у памятника Салавату Юлаеву и открывающуюся сверху панораму.



 - Многие считают вас баловнем судьбы, которому повезло удачно интегрироваться в культурную элиту двух республик. Это так?

 - Согласен, мне повезло, что на меня обратили внимание руководители республики и в Уфе, и в Казани. В свое время первый президент Башкирии Муртаза Губайдуллович Рахимов выделил моей семье прекрасную квартиру в Уфе, за что я ему очень благодарен. В Татарстане многие люди меня знают, приглашают на сборные концерты, торжественные мероприятия, у меня были сольники в Казани. Я участвовал в презентации Дней культуры Татарстана, в том числе за рубежом, но всегда и везде позиционирую себя солистом Башкирского театра оперы и балета.

Светлана НИКОЛАЕВА