Четверг
Диагноз: «Всегда один…»
Есть в Национальном молодежном театре имени Мустая Карима постановки, которым уготована долгая жизнь на сцене. Думаю, спектакль «Всегда один» по пьесе Алексея Пояркова «Татарин маленький» в их числе, и недавно мы вновь увидели его.
«Родители» постановки - режиссерский и актерский дуэт заслуженных артистов РБ Эльвиры и Андрея Шрайнер, также они - исполнители главных ролей. Вместе с ними в спектакле задействованы замечательные артисты Владислав Нурисламов и Загир Яруллин.
Сюжет отсылает нас к чеховским временам и по стилю им созвучен. В запущенный, но в прошлом, видимо, богатый дом к одинокому человеку - Николаю Николаевичу, которого все зовут просто Коляй Коляич, приходят мошенники-ловкачи. Главный герой, страдающий легкой формой деменции, верит (но сомневается), что его непрошеные гости - сосед Семен Петрович и бывшая жена Елизавета Капитоновна. На уверения Коляй Коляича: «Я всегда был холост!» таинственная незнакомка еще и обольщает бедного старика, и даже умудряется предъявить ему серебряные ложечки (украденные ею в этот же момент в хозяйском буфете) в доказательство «она жена, хоть и бывшая, и ей обидно слышать, что…». Слово за слово мошенники по принципу «Дай попить, а то так есть хочется, что жить негде» вынуждают старика отправиться в дальнее путешествие «на воды», а сами остаются хозяевами дома. Что и говорить, Лиса Алиса и Кот Базилио! В первой части спектакля нам все знакомо и почти не удивляет.
Каждый в наши дни так или иначе сталкивался с аферистами, внушающими: а) купить что-либо, чтобы омолодиться, обогатиться, похудеть; б) назвать пин-код карты, чтобы избавиться от кровных сбережений; в) отписать квартиру. Словом, знакомо. Только в спектакле все это с легким юмором. Коляй Коляич не просто верит мошенникам, которых готов и чаем с вареньем напоить, и приютить, но уже принял на веру, что Елизавета Капитоновна - бывшая жена, а может будущая, и он ей, видно, дом должен отдать – единственное свое пристанище. Да таких случаев в нашей жизни - пруд пруди, загляните в криминальные сводки. Так что верим! Но вот второе действие спектакля ввергнет зрителя в легкий шок. Коляй Коляич поскитавшись и помыкавшись по свету, возвращается через два года прозревшим, что его обманули, но находит свой дом процветающим под чутким хозяйским приглядом Елизаветы Капитоновны. Нынешние его «хозяева» - «бывшие» мошенники не просто привели его в порядок, но и выкупили из залога! А еще они «искали» Коляй Коляича» и деньги ему посылали в дорогу, чтобы не нуждался (деньги, правда, не доходили), и они возвращают ему дом (совесть проснулась?), приносящий теперь немалый доход, а сами отправляются восвояси, по всей видимости, искать других маразматиков. Почему такой спойлер? В этом спектакле нужно следить не за сюжетом, как видите, он неправдоподобен даже для чеховских времен.
Здесь иное требует внимания, расшифровки и наполнения смыслами. Над канвой - сказочный флер поздней любви, утраченных или обретенных вдруг чувств Коляй Коляича к Елизавете Капитоновне. Разгадка чудесных перерождений – это все сон, мечтательный сон! И о прекрасной даме, и о доме, который из «убитого» вдруг стал процветающим. Только так можно все объяснить. Да и финал спектакля, где вероломные гости растаяли в тумане под звук поезда, а Коляй Коляич остается один… Да он всегда один и был.
Сюжет, как видите, довольно странный, если принимать его за реальность, а если это сон, то все становится на свои места. И нам зрителям остается только размышлять над бедной судьбой одинокого человека, его вымышленными страстями, любовью, восхищаться женским образом, в котором есть все оттенки и белого, и серого… И аплодировать прекрасным артистам, которые наполнили этот странный мир удивительными диалогами, юмором, чувствами, разбудили в нас фантазии о прекрасной жизни и… дали возможность посмеяться над ними. Не претендую на то, что верно поняла спектакль, но такие мысли он во мне разбудил, а когда спектакль заставляет тебя спорить, размышлять и даже с кем-то поделиться увиденным, значит, свою задачу он выполнил.
Лилия ЗИМИНА
«Родители» постановки - режиссерский и актерский дуэт заслуженных артистов РБ Эльвиры и Андрея Шрайнер, также они - исполнители главных ролей. Вместе с ними в спектакле задействованы замечательные артисты Владислав Нурисламов и Загир Яруллин.
Сюжет отсылает нас к чеховским временам и по стилю им созвучен. В запущенный, но в прошлом, видимо, богатый дом к одинокому человеку - Николаю Николаевичу, которого все зовут просто Коляй Коляич, приходят мошенники-ловкачи. Главный герой, страдающий легкой формой деменции, верит (но сомневается), что его непрошеные гости - сосед Семен Петрович и бывшая жена Елизавета Капитоновна. На уверения Коляй Коляича: «Я всегда был холост!» таинственная незнакомка еще и обольщает бедного старика, и даже умудряется предъявить ему серебряные ложечки (украденные ею в этот же момент в хозяйском буфете) в доказательство «она жена, хоть и бывшая, и ей обидно слышать, что…». Слово за слово мошенники по принципу «Дай попить, а то так есть хочется, что жить негде» вынуждают старика отправиться в дальнее путешествие «на воды», а сами остаются хозяевами дома. Что и говорить, Лиса Алиса и Кот Базилио! В первой части спектакля нам все знакомо и почти не удивляет.
Каждый в наши дни так или иначе сталкивался с аферистами, внушающими: а) купить что-либо, чтобы омолодиться, обогатиться, похудеть; б) назвать пин-код карты, чтобы избавиться от кровных сбережений; в) отписать квартиру. Словом, знакомо. Только в спектакле все это с легким юмором. Коляй Коляич не просто верит мошенникам, которых готов и чаем с вареньем напоить, и приютить, но уже принял на веру, что Елизавета Капитоновна - бывшая жена, а может будущая, и он ей, видно, дом должен отдать – единственное свое пристанище. Да таких случаев в нашей жизни - пруд пруди, загляните в криминальные сводки. Так что верим! Но вот второе действие спектакля ввергнет зрителя в легкий шок. Коляй Коляич поскитавшись и помыкавшись по свету, возвращается через два года прозревшим, что его обманули, но находит свой дом процветающим под чутким хозяйским приглядом Елизаветы Капитоновны. Нынешние его «хозяева» - «бывшие» мошенники не просто привели его в порядок, но и выкупили из залога! А еще они «искали» Коляй Коляича» и деньги ему посылали в дорогу, чтобы не нуждался (деньги, правда, не доходили), и они возвращают ему дом (совесть проснулась?), приносящий теперь немалый доход, а сами отправляются восвояси, по всей видимости, искать других маразматиков. Почему такой спойлер? В этом спектакле нужно следить не за сюжетом, как видите, он неправдоподобен даже для чеховских времен.
Здесь иное требует внимания, расшифровки и наполнения смыслами. Над канвой - сказочный флер поздней любви, утраченных или обретенных вдруг чувств Коляй Коляича к Елизавете Капитоновне. Разгадка чудесных перерождений – это все сон, мечтательный сон! И о прекрасной даме, и о доме, который из «убитого» вдруг стал процветающим. Только так можно все объяснить. Да и финал спектакля, где вероломные гости растаяли в тумане под звук поезда, а Коляй Коляич остается один… Да он всегда один и был.
Сюжет, как видите, довольно странный, если принимать его за реальность, а если это сон, то все становится на свои места. И нам зрителям остается только размышлять над бедной судьбой одинокого человека, его вымышленными страстями, любовью, восхищаться женским образом, в котором есть все оттенки и белого, и серого… И аплодировать прекрасным артистам, которые наполнили этот странный мир удивительными диалогами, юмором, чувствами, разбудили в нас фантазии о прекрасной жизни и… дали возможность посмеяться над ними. Не претендую на то, что верно поняла спектакль, но такие мысли он во мне разбудил, а когда спектакль заставляет тебя спорить, размышлять и даже с кем-то поделиться увиденным, значит, свою задачу он выполнил.
Лилия ЗИМИНА