Даниил Спиваковский: «Нет ничего невозможного»

Даниил Спиваковский: «Нет ничего невозможного»

Интервью с заслуженным артистом России Даниилом Спиваковским

- Даниил Иванович, хочу поблагодарить за спектакль «Радость нашего дома» по произведениям Мустая Карима - получила истинное наслаждение, а благодаря вашему мастерству уловила новые нотки, новые смыслы в повести и стихах нашего народного поэта. Очень жалею, что не была на прежних выступлениях - вы ведь и в январе давали спектакли в Уфе?

- Мое сотрудничество, не побоюсь этого слова, дружба с Башкортостаном уже многолетняя. В республику приезжаю почти со всеми драматическими спектаклями. Кроме того, гастролирую со своими чтецкими программами, с филармоническими музыкантами. В последнее время приезжал несколько раз в год. Кроме того, мне даже посчастливилось сниматься здесь. Уфа принимает киносъемочные группы, есть свой продакшн, такой термин киношный. Два сезона ироничного, легкого детектива «Котейка», где я играл ветеринарного врача, тоже снимались на территории Уфы и Башкортостана. Республика мне знакома очень хорошо.

Что касается Мустая Карима и моих чтецких программ. Они возникли более 10 лет назад. Можно сказать, я ангажирован Московским Домом музыки, где существует абонемент «Классика с Даниилом Спиваковским». В его рамках прочитал уже более 20 произведений русской, советской и мировой литературы. Причем все инсценировки и сценарии делаю сам. Все выходит из-под моего пера. Я работаю с разными музыкальными коллективами: от крупных симфонических, народных оркестров, джазовых коллективов до отдельных солирующих музыкантов. В Башкирии был со своей программой, которая называется «Соло на двоих». Вместе с джазовым пианистом Евгением Борцом, выпускником Казанской консерватории.

- Как родилась идея ваших чтецких программ в регионах?

- Когда появилось это замечательное начинание правительства России и Министерства культуры, которое называется «Пушкинская карта», ко мне обратились с просьбой ездить по регионам и городам нашей страны и для детей читать русскую, советскую классику, российскую, я бы так характеризовал. Адаптировал свои сценарии, произведения - «Метель» Пушкина, Гоголь и его «Мертвые души», «Ночь перед Рождеством», Леонид Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Левша» Лескова, «Конек-Горбунок» Ершова. Знаю, по своим детям тоже, что современные ребята не так часто берутся за книгу и, наслюнявив пальчик, перелистывают страницы, как это было у моего поколения. Научно-технический прогресс и гаджеты превалируют, поэтому довольно трудно заставить школьников взяться за книгу и русскую классику. Эти программы дают детям возможность услышать русское слово и классиков из уст профессионального артиста. В их голове что-то останется, когда капелька капнет. И это дорогого стоит. Без ложной скромности горжусь, я - один из первых, кто начал этот путь по Пушкинской карте. В чем есть просветительская, не побоюсь этого громкого слова, актерская миссия.

Мысль «Почему бы не прочитать что-то национальное, башкирского автора?» нам пришла одновременно в разговоре с вашим министром культуры Аминой Ивниевной Шафиковой. И она с радостью восприняла эту идею. Естественно, это мог быть только классик башкирской литературы XX века Мустай Карим. Не задумываясь, мы выбрали «Радость нашего дома» - светлое, яркое произведение, которое очень актуально сегодня. Оно говорит и о Победе российской армии в войне, и о трепетных чувствах детей прежде всего, да и взрослых, в том числе о родительской любви и любви к Родине. Вот о чем писал Мустай Карим. И я с радостью за это схватился, привнес свою редактуру, наполнил программу стихами Мустая, в нее включены 7-8 его стихотворений. Мне помог Молодежный театр, на сцене которого идет этот спектакль. И получилась такая программа, которую я с радостью прочитал в нескольких городах Башкортостана. И сейчас идут переговоры, что в феврале вновь приеду, может, это будет даже два визита. Проеду по другим городам и встречусь с ребятами.

- Дочь Мустая Карима после спектакля подарила вам книгу отца - «Помилование», а позже еще передала повесть «Долгое-долгое детство». Удалось ли их прочитать?

- Конечно. Произведения очень глубокие и очень серьезные.



Как я выстраиваю свои программы? Мы чередуем и Мустая Карима, рядом с ним соседствует Гоголь, Пушкин. И тут же моя программа, называется «А нам нужна одна Победа», которую приурочил к 9 Мая, где рассказываю о победе нашей армии, о ее величии, прежде всего в Великой Отечественной, о войне 1812 года, героизме русской армии, что сегодня актуально, применимо не только к майским великим праздникам. Очень рад, что эта программа востребована. Это, можно сказать, моя афиша чтецких программ.

- Октябрь для нас знаковый месяц - месяц Мустая, день его рождения. В следующем году мы уже услышим новую вашу программу?

- Не сомневаюсь, что услышите ее и раньше, весной. Что нам мешает? В феврале планирую приезд в Башкортостан. Республика огромная - одна из самых больших. Работай и работай.

- Говорят, дверь сюда вам открыл человек с созвучной вашей фамилией - Владимир Спиваков, уроженец Уфы и замечательный музыкант - так ли это?

- Я не знаком с Владимиром Теодоровичем. Несмотря на сходство наших фамилий. Что нас тесно объединяет? Абонемент в Московском международном Доме музыки, президентом которого он является. С большим удовольствием поработал бы лично с ним, с его замечательным оркестром.

- В Новосибирске у вас появилась, можно сказать, своя труппа, свои артисты, участвующие в ваших постановках - чем интересен для вас такой опыт?

- Это мой режиссерский опыт, поскольку я преподавал в театральном институте, у меня уже три выпуска. В этом году я, выпустив весной студентов, не набирал курс, потому что загружен работой, в том числе чтецкими программами. Поэтому решил сделать паузу. Со своими студентами я поставил спектакль по известному произведению Шекспира «Укрощение строптивой», которое пользуется большим успехом у молодежи. Продюсеры заинтересовались им и попросили поставить в Новосибирске с молодыми местными артистами. Был кастинг, мы набрали профессиональных артистов из театров Новосибирска и местного училища. Выпустили этот спектакль, который радует зрителя. Планируются гастроли по сибирским городам, а может быть, и прокатимся по всей стране. Таков мой режиссерский опыт, мне было очень интересно работать с молодыми артистами.

- А если перенести это на башкирскую землю? С Молодежным театром, с которым у вас уже налажены контакты…

- Что возможно. И перенести спектакль в Уфу, немножко его видоизменив, допустим. Кроме того, можно что-то новое поставить. Было бы замечательно. Если ко мне обратятся с подобным предложением, я, конечно, с удовольствием рассмотрю. Надеюсь, мы найдем время для того, чтобы планы осуществились.

- Вы общались только с директором Национального молодежного театра имени Мустая Карима, с труппой не было возможности?

- Очень плотный график пребывания в Башкортостане. Ежедневно читал от трех до четырех произведений на часовых спектаклях, а перед этим работал минут 30-40 со звукооператорами на каждой площадке. Мы так выстраиваем маршрут, чтобы успеть переехать из одного города в другой. Поэтому нет времени на творческие встречи и разговоры.

- Не было ли предложения посмотреть республику, съездить в уникальную пещеру Шульган-Таш, где в этом году открылся музей…

- Я бы с большим удовольствием. Наслышан о нем, в дороге мне рассказывали. Пока я знаком с Башкирией исключительно из окна автомобиля, когда переезжаю из одного города в другой. Возможно, приеду, и не один, а возьму с собой своих детей.

- Поговорим о вашей уникальной семье, об отцовской роли в воспитании. Как вы оцениваете современные образовательные программы?

- Довольно оптимистично смотрю на нашу систему образования, могу судить исключительно по первым моим детям, которые учатся в школе и по моей деятельности в институте театрального искусства. Прежде всего меня очень радует, что присутствует большой патриотизм. И ребята погружены в атмосферу любви к своему городу, региону, области и в целом к стране.

Судя по моим детям, они получают хорошее образование, учась в той же школе, где учился я. Так совпало, что мы живем недалеко от нее. Поэтому некоторые учителя, которые преподавали мне, работают до сих пор.

- Ситуация, в которой сегодня мы оказались, когда есть некая культурная изоляция - деятели уезжают из страны, как она вам видится?

- Не комментирую поступки и выбор других людей. Их право выстраивать свою жизнь. В данном случае я могу говорить только о себе. И в одном недавнем интервью мне задали подобный вопрос. На что я с таким прищуренным глазом посмотрел на журналиста и сказал: «А я тоже уезжаю». Интервьюер, сидевший напротив меня, вскрикнул: «Ой, как же так?». А я добавил: «В Башкирию, потом в Новосибирскую область, на Дальний Восток, Кузбасс, читать свои сольные программы. Я тоже уезжаю, но в другом направлении». Мой ироничный ответ и выражает мою позицию.

Я не хочу хвастать, но дорожу этим. Буквально месяц назад был номинирован и получил премию мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина в области литературы и искусства. Она присуждается за вклад в культуру столицы и страны, в российское искусство и кинематограф. Это государственная награда к 30-летию творческой деятельности. Отдельно поблагодарил мэра за отношение к семьям с детьми, многодетным, коей наша семья является, за его масштабные проекты по благоустройству столицы страны.

- Уфа через два года будет отмечать 450-летие. Мустай Карим был ее почетным гражданином.

- Более того, аэропорт назван его именем!

- Возможно что-то подготовить к юбилею?

- Был бы рад, если моя скромная лепта украсит общий праздник Уфы и я буду одним из тех, кто примет участие. Нет ничего невозможного, тем более время еще есть.

Галина ИШМУХАМЕТОВА