Уфа - город джазовых традиций

Уфа - город джазовых традиций

В конце августа столица республики погрузилась в свинговые ритмы джаза. Она встретила этот стиль как своего родного сына, ведь его традиции на нашей земле уходят в далекое прошлое. Звезды канала «Россия-Культура» собрались в парке «Кашкадан», чтобы дать гала-концерт участников телевизионного конкурса. А накануне мы по жесткому графику вынуждены были отправить в печать этот номер журнала, и поэтому репортаж с грандиозного события дать, увы, не успели. Но вспомнить Уфу джазовую посчитали своим долгом.

- Когда составлялась программа, мы вспоминали самые необычные моменты «Большого джаза» - проекта, посвященного 100-летию отечественного джаза. Подготовили много вокальных номеров, известных мелодий, зажигательных композиций. Хорошей музыки должно быть много, - заявил руководитель Большого джазового оркестра Петр Востоков в процессе подготовки концерта.

Наш мегаполис вправе называться джазовым городом, где первые традиции этого музыкального жанра заложили еще оркестранты - выходцы из Харбина, игравшие в оркестре Олега Лундстрема: Анатолий Шаганов, Семен Липпорт, Леонид Роскин, Игорь Гуменский, Петр Зелинский, Борис Бочаров, Виктор Лоренс.

Поскольку тогда, в конце 40-х, еще не сложилась как таковая джазовая культура, им приходилось играть популярные мелодии в ресторанах, кинотеатрах и даже Театре оперы и балета. Тем не менее «шанхайцам» удалось расширить музыкальный кругозор уфимцев, в каком-то роде внести новые веяния. И это несмотря на то, что диковинная музыка плохо сочеталась с социалистической моралью. Одним из тех, кто испытал на себе влияние джаза, оказался будущий руководитель Большого оркестра Геннадий Жебаров, совместно с Леонидом Роскиным основавший коллективы в нефтяном и авиационном институтах.

Следует упомянуть и наиболее популярные среди любителей джаза места. Выше всего старожилы оценивали мастерство эстрадного оркестра кинотеатра «Октябрь» на улице Ленина, где теперь находится гостиница «Агидель». В нем как раз выступали Шаганов и Липпорт, а дирижировал Виктор Колосков.

А еще на углу Коммунистической и Ленина в ресторане «Уфа» солировал Борис Бочаров, мягко и искусно исполняя «Летят перелетные птицы» и «Ростов-город, Ростов-Дон». В 1954-м же открылся кинотеатр «Родина», где работал еще один видный исполнитель - трубач Фридрих Кирш, а также первая женщина-саксофонистка Фильза Кирш.
С тех пор развитие новой музыки набрало ход, и с каждым поколением жанр приобретал все большее число последователей. Один из воспитанников Геннадия Жебарова саксофонист Наиль Утяшев в 1969 году организовал биг-бенд в клубе имени Салавата Юлаева. Отъезд музыканта в Москву коллапса не вызвал - эстафету подхватил его коллега Фарит Саттаров.

Семидесятые прошли под знаком появления новых коллективов. А еще в это время местный джаз начал потихоньку выходить из элитарных рамок и стал по-настоящему массовым явлением, слившись с популярными жанрами музыки и национальными мотивами. Знаменательное событие произошло в 1978-м, когда по инициативе саксофониста Марата Юлдыбаева появился ансамбль «Дустар» с репертуаром, насыщенным качественно новым звуком. В течение восьмидесятых «Друзья» выпустили несколько полноформатных альбомов и миньонов, также активно выступали на музыкальных фестивалях в городах Союза, заезжали и в США.

 Сам же лидер и идейный вдохновитель коллектива Марат Юлдыбаев еще в 1985 году выпустил сольный диск из двух композиций, который является большим раритетом. Впоследствии Марат Хадиевич принял предложение стать придворным музыкантом короля Таиланда и сейчас проживает в Бангкоке.

 Ближе к концу восьмидесятых на пятки мастодонтам от музыки стала активно наступать молодая поросль. Самый видный ее представитель - конечно же, саксофонист Олег Киреев, в 1986-м он организовал ансамбль «Орлан» - уникальный образец сочетания заморского джаза и башкирской народной музыки. С самого начала тон в творчестве задавали этнические сюжеты - музыканты использовали в композициях кубыз и курай, а также обращались к древним традициям горлового пения.

 Свою дебютную пластинку, в основу которой легли переложенные на музыку башкирские легенды, «Орлан» успел выпустить на фирме «Мелодия» еще до распада СССР, в 1990-м. Вскоре коллектив приостановил свою деятельность, но спустя двадцать лет собрался вновь, чтобы выпустить альбом «Башкирский караван».
 

Сам Олег Киреев долгое время выступал в Польше, организовывал концерты и фестивали в Москве, сейчас же живет и работает в Хорватии.


 В наши дни джазовая жизнь в Уфе идет своим чередом. Начиная с девяностых по инициативе Киреева и дирижера Георгия Маркорова проходит традиционный международный фестиваль, впоследствии получивший название «Розовая пантера». Его миссия - познакомить уфимцев и гостей столицы республики с зарубежным и российским джазовым искусством. За все эти годы в музыкальном празднике участвовали не только наши корифеи, но и мастера мирового уровня: Алексей Козлов, Игорь Бутман, Сергей Манукян, Даниил Крамер, Билл Сакстон, Тиффани Моник и другие. Художественным руководителем «Пантеры» является знаменитый уфимский музыкант Олег Касимов, многие годы сотрудничающий с европейскими музыкантами.

А вот и мнения корифеев джаза:

  Олег Касимов, художественный руководитель и дирижер эстрадно-джазового оркестра Башкирской государственной филармонии:

 - Считаю, что фестивали помогают раскрывать молодые таланты, а публике - узнавать новые имена и приобщаться к качественной музыке. В данном случае мы говорим о старом добром джазе в традициях тридцатых - сороковых. В этом году Петр Востоков проделал большую работу, «подняв» партитуры советских композиторов. Считаю, что если музыкант научился играть «традицию», то с другими направлениями у него проблем уже не возникнет.

Когда-то у нас настороженно относились к джазу, но я считаю, что он уже давно стал органичной частью нашей культуры. Можно сказать, перешел в область авторской музыки. Все же отличие джаза от классики в том, что слушатель ходит на конкретные имена, а не на оркестр в целом.

Джаз можно определить как музыку индивидуалистов. Этим и привлекает молодых исполнителей, как когда-то привлекла и меня. Она предполагает высокий уровень импровизации и свободы, с которой, впрочем, нужно правильно обращаться - например, грамотно обыгрывать гармонии.

Очень радуют наши региональные успехи, благодаря которым Уфа (пожалуй, наравне с Ростовом-на-Дону и Казанью) до сих пор держит марку в продвижении джазовых оркестров.

Ирина Остин, вокалистка, педагог:

- У нас - джазовый город. Из мастеров прошлого выделю Марата Юлдыбаева, Игоря Трекусова, Сергея Остроумова, Дмитрия и Сергея Шапко, Олега Киреева, Рустема Галиуллина.

Сегодня, на мой взгляд, по-настоящему джазовых музыкантов в городе мало. Кроме себя, пожалуй, отмечу Сергея Оськина, Игоря Атапина, Вячеслава Шумилова, Рустема Каримова, Фаиза Сабитова, Антона Сальникова, Ильмира Юнусова. Есть и совсем молодые вроде Софии Гертье и Владислава Косых.

За всю историю джаз проникал во многие жанры - например в фанк, поп и фолк. Но такое было возможно только тогда, когда этим занимались профессионалы.

В этом отношении хочу выделить мощных музыкантов, которых, к сожалению, редко вспоминают сейчас. Речь идет о трубаче Геннадии Калинине (в советское время руководил стерлитамакским ансамблем «Радуга» - примечание) или тромбонисте Вячеславе Назарове. Даже спустя многие годы (когда их уже с нами нет) чувствуется сила мастерства. Это настоящие глыбы, которые как раз и могли влиять на слияние джаза с другими стилями.

Не будем забывать и о Георгие Маркорове - знатоке джаза, бенд-лидере оркестра филармонии.

Сергей Приказчиков, музыкант Камерного оркестра Башкирской филармонии:

- Считаю, что джаз у нас находится на подъёме. Ведь интерес к этому стилю в Уфе не угасал никогда. Но сейчас наши молодые ребята играют так качественно, умно, с шикарной профессиональной базой, это внушает оптимизм. Высшее образование, широкий доступ к информации, партитурам, аудио- и видеоконтенту - во времена моей молодости этого очень не хватало. Но самое главное - они целеустремленны, преданы идее жанра. Не побоюсь этого слова, настоящие фанатики. А это уже залог успеха! Вам стоит прийти на концерты биг-бенда филармонии, сами всё услышите. Огромное удовольствие - слушать исполнителей высокого уровня. Имена сознательно не называю, так как перечислять долго и можно ненароком обидеть неназванных.

P.S. Молодых джазменов на «Кашкадане» публике представили ведущая проекта «Большой джаз» Теона Контридзе и один из членов жюри Вадим Эйленкриг. В концерте приняли участие Анастасия Иванова, София Ацбеха-Негга, Михаил Фотченков, Тигран Арутюнян, Андрей Баталеев. По словам Эйленкрига, артисты являются будущим отечественной джазовой музыки.

Концерт прошел в формате open-air, а значит, насладиться праздником музыки смогли все желающие. К тому же вход был абсолютно свободным. «Когда выступаешь на открытом воздухе, чувствуешь энергию тех, кто тебя слушает. Кажется, аудитория поет вместе с тобой. И еще это прекрасный шанс влюбить в джаз новых зрителей», - рассказала участница концерта София Ацбеха-Негга.

Антон СУХАРЕВ