Подбираясь к дороге жизни...

Подбираясь к дороге жизни...

Улица Высотная с недавних пор на слуху у уфимцев. Чем же она интересна? Давайте прогуляемся!

День сиял, скрипел и серебрился от легкого мороза и солнца. Совсем недавно город промерз до хруста - в минус 35 о репортажах было сложно помыслить. Мы дождались, пока столбики термометров опустились до приятных 15-ти градусов, и отправились навстречу приключениям.

Они начались практически сразу - найти эту улочку оказалось непросто.

- Вот же дома: десятый, двенадцатый, четырнадцатый. Значит, и улица тут, - логично предположила фотограф Рита, прижимая к груди озябший фотоаппарат, а я тем временем заглянула в карту на телефоне. Логика этим местам, видимо, чужда, потому что улица была где-то там, в снежных просторах перекопанного поля, рядом с забором мемориального Сергиевского кладбища. Мы решили подобраться к нему с другой стороны, снизу, от Кавказской, а пока прогуляться по дворам.
Рельеф здесь достоин внимания - относительно новые высотки расположились каскадом, который оценил бы ландшафтный дизайнер. Ступени, перепады высот, террасы, уместные где-нибудь в солнечной Италии, на Урале быстро превращаются в полосу препятствий. Особенно лестницы. Их посыпали модным сейчас реагентом, который, подтапливая снег, быстро истощает свои возможности. Снеговая вода замерзает и вуаля - вместо лестницы перед нами отличная ледяная горка!

А дворы оказались пусты, только шустрой белочкой промелькнула бабушка с палками для скандинавской ходьбы.

Большой экран республики

Но все же блуждания оказались не напрасны - уже в следующем доме на скромной двери висела вывеска - «Киностудия «Башкортостан» имени Амира Абдразакова». Мы подергали дверь и даже позвонили, но, увы, безрезультатно. Впрочем, в киностудии наши корреспонденты бывали не раз.
Киностудия «Башкортостан» считается самой молодой из созданных в регионах РСФСР - киномастерская начала работу 25 мая 1990 года распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан с целью поддержки и развития национального кинематографа. На сегодняшний день она является самой крупной государственной киностудией в республике, выпустив в свет более 100 фильмов различных жанров и видов и около 90 сюжетов киножурналов.

Первым директором киностудии стал Амир Габдульманович Абдразаков. 15 января 2024 года основоположнику башкирского киноискусства исполнилось бы 90 лет.

 Современники по праву считали его многогранной личностью: он смог проявить себя как талантливый актер, режиссер, сценарист и педагог.

 Амир Абдразаков родился 15 января 1934 года в селе Каипкулово Александровского района Оренбургской области. Еще в школе самостоятельно освоил игру на многих музыкальных инструментах, особенно нравилась мандолина. Любовь к музыке и песне Амир Габдульманович передал и своим сыновьям - Аскару и Ильдару, которые стали выдающимися оперными солистами.

 В 1959 году Амир Абдразаков окончил башкирскую студию при Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского в Москве по курсу Пыжовой и Бибикова. В 1959-1962 годах работал в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури. Обладая яркой индивидуальностью и природным актерским талантом, создал целый ряд запоминающихся сценических образов в классических спектаклях. Его театральным дебютом стала роль Ведерникова в пьесе Алексея Арбузова «Годы странствий». Блестяще сыграл Тимербулата в пьесе «Он вернулся» Ангама Атнабаева, Надира в драме Джемаля «Черные розы», Хаернаса в пьесе Назара Наджми «Парень есть парень» и другие роли.

 В 1962 году Амир Абдразаков перешел на режиссерскую работу в Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Башкирской АССР. Здесь прошел хорошую школу в качестве ассистента у одного из самых известных и колоритных режиссеров национального телевидения Рифката Файзи, который стал для Амира Габдульмановича наставником, обучившим его азам телевизионного мастерства. Абдразаков создал около 50 телефильмов, которые вошли в золотой фонд башкирского телевидения. Среди них - первые многосерийные фильмы по романам Яныбая Хамматова «Золото собирается крупицами» и «Кинзя» Гали Ибрагимова.



 Работая с 1991 года первым директором киностудии «Башкортостан», Амир Габдульманович многое сделал для становления и развития киноискусства в республике. Он снял документальные и художественные фильмы «Ахмет-Заки Валиди Тоган», «Акмулла», «Песнь моего народа», «Свадьба», «Ишмулла», «Крылья души», «Загир Исмагилов» и многие другие, посвященные выдающимся деятелям культуры нашего родного края. Последней законченной творческой работой стала документальная лента о народной писательнице Башкортостана Зайнаб Биишевой «Наша Зайнаб», премьера которой состоялась 22 февраля 2008 года.

 К сожалению, остался незавершенным фильм под названием «Крылья мои», который он считал главным в своей творческой биографии. В основе фильма должна была быть история сыновей - знаменитых оперных певцов мирового уровня Аскара и Ильдара Абдразаковых.

 За выдающийся вклад в развитие башкирской и российской культуры Амиру Габдульмановичу было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Башкирской АССР». Его историко-биографический киноочерк «Несломленный дух» о жизни и подвиге национального героя Салавата Юлаева отмечен Государственной премией Республики Башкортостан имени С.Юлаева. Амир Абдразаков избирался председателем Союза кинематографистов Республики Башкортостан, действительным членом Российской академии кинематографических искусств «Ника», членом Гильдии кинорежиссеров России, членом правления Союза театральных деятелей Республики Башкортостан. С 1994 года он преподавал в Уфимском институте искусств.

 Амир Абдразаков скончался после тяжелой и продолжительной болезни 6 марта 2008 года на 75-м году жизни и похоронен в Уфе. 15 декабря 2009 года на доме № 6 по улице Гафури в Уфе, где он жил, была открыта мемориальная доска. В 2010 году ему посмертно вручена премия имени Зайнаб Биишевой. В 2013 году в издательстве «Китап» вышла в свет книга «Степной беркут» о жизни и творчестве этого выдающегося деятеля культуры.

Здесь будет магистраль

Но оставим экскурс в историю. Вернемся на звонкую от мороза Высотную, где в последние годы произошли грандиозные изменения.

 Лет двадцать назад этот короткий проезд выглядел иначе. Ряд рубленых деревянных домов тянулся по крутому склону в один ряд, и жизнь здесь была почти деревенская - редких прохожих бодро облаивали собаки, прохаживались толстые вальяжные коты, а в палисадниках цвели пестрые петунии, сменяясь по осени цветным взрывом астр и георгинов. Потом дома снесли, а на их месте буйно разросся клен, скрывая домики на соседних улицах - Некрасова, Белореченской. Оставалась лишь асфальтированная дорожка, которая вела к входу на Сергиевское кладбище.



Сегодня на этом месте строят магистраль, часть масштабного проекта, которую без иронии называют «дорогой жизни». В проект входит несколько крупных капиталоёмких объектов: реконструкция участка улицы Рабкоров, строительство улиц Высотной и Академика Ураксина. В дальнейшем улица Менделеева, куда придет Высотная, соединится с Айской. После завершения всех работ пробок и заторов станет меньше на Менделеева, Софьи Перовской и Степана Кувыкина, а уфимцы получат обновленную улицу с ливневой канализацией, наружным освещением, тротуарами, остановками общественного транспорта. Кроме этого, здесь предусмотрено устройство велодорожки. После завершения реконструкции улицы Высотной будет реализован второй этап проекта - строительство улицы Академика Ураксина.


Вечный покой

Пока что перед нами простирается снежное поле, куда явно лучше не соваться: присыпанные порошей горы грунта и песка чередуются с глубокими траншеями. Я решительно потянула Риту за рукав - мне непременно понадобилось пройти на территорию кладбища! Мы поднялись до середины склона по узкой тропе и выяснили, что теперь это непросто - пришлось сначала спуститься в глубокую траншею, а потом еще и вскарабкаться на обрыв.

- Ну, что же вы отсюда пошли, - укоряет сотрудник кладбища Анатолий, помогая подняться. - Для гостей другой вход открыли! Здесь теперь дороги нет.

 - А часто посетители бывают?- любопытствую я.

 - Конечно, приходят! - уверяет тот, успокаивая разлаявшихся хаски с веселыми голубыми глазами. - Люди помнят своих предков. Летом посетителей побольше, но мы готовы встречать и зимой, дорожки чистим, всегда открыто…



 Интересно, каково было для обитателей Высотной жить по соседству с упокоенными? Впрочем, здесь давно не было свежих могил. Основанное в середине XVIII века, кладбище при Сергиевской церкви было закрыто для захоронений в конце 70-х. В 2012 году ему присвоен статус историко-мемориального комплекса. Здесь покоятся герои Великой Отечественной войны, в братских могилах похоронены больше тысячи бойцов и офицеров, умерших в уфимских госпиталях. Немало и исторических личностей, правда, не всегда известно, где находятся их захоронения. Например, место последнего упокоения всемирно известного историка славянских народов, ректора Московского университета профессора Матвея Любавского, проведшего последние годы жизни в ссылке в Уфе, нашли только после требования чешской делегации. Могила прославившего Уфу фотографа Аполлония Зираха утеряна в годы Гражданской войны, когда на дрова разбирали даже деревянные кресты. Известно лишь примерное его расположение. Зато сохранились надгробия пламенных революционеров - Егора Сазонова и братьев Кадомцевых, российского физика и организатора образования Константина Краузе. Стоит угловатое надгробие из светлого песчаника, под которым нашел последнее пристанище советский археолог, исследователь Южного Урала Константин Сальников, которому археологическая наука о Южном Урале обязана своим становлением.

В 1930-е на Сергиевском производились расстрелы. Здесь же и хоронили, а вместе с ними тех, кто умер в тюрьмах. Известно, что в овраге в центральной части кладбища захоронили около 1000 человек. В 2007-м на этом месте инициативная группа уфимских активистов и предпринимателей установила памятник жертвам политических репрессий.

Юлия ПАХОМОВА