Уфа на стене…

Уфа на стене…

Давно, ещё в прошлом веке, советские люди увлекались слайдами (в специальной литературе их обычно именовали диапозитивами). Без сложнейших и капризных процессов печати можно было получить очень качественное цветное изображение.

Вот и снимали - в путешествиях, на прогулках, а то и на свадьбах или юбилеях. Благо проявлять плёнку брались фотоателье. Выпускались и тиражные диапозитивы. Хотя в этом случае процесс был иным: снятый на негативную фотоплёнку объект просто копировали на позитивную плёнку.

Картины великих художников из недоступных зарубежных музеев, достопримечательности самых разных близких и далёких стран, загадочные и красивые места мира - чего только мы не пересмотрели на своих белых… простынях (и это не были сцены из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»). Слайды обычно упаковывались в небольшие коробочки, картонные либо пластмассовые. Но порой их выпускали в виде своеобразных альбомов. Так, в 1969 году Агентство печати «Новости»* подготовило подборку с видами Уфы с изящно оформленной небольшой брошюркой. Несколько рискованный с коммерческой точки зрения ход, ведь за три года до этого в продажу поступили цветные открытки с видами столицы Башкирии. Надо думать, расчёт был на всё возрастающую популярность слайдов.
В августе нынешнего года сразу два таких сувенирных альбома Музею города Уфы подарила преподаватель БГПУ имени М. Акмуллы Лилия Кутдусовна Конюкова. Состояние брошюр можно оценить как очень хорошее, а вот цветные слайды время не пощадило. Но об этом чуть позже…

Выходные данные альбома невероятно скудны: нет ни времени издания, ни тем более тиража. Не указано даже фамилии художника, оформившего обложку брошюры. Да и имена остальных авторов альбома по советской традиции надёжно «спрятаны» под инициалами, поэтому ныне установить их, как кажется, дело непростое. За исключением, пожалуй, фотокорреспондента ТАСС Бориса Михайловича Клипиницера.

Впрочем, можно довольно уверенно назвать и автора текста - скорее всего, это уфимский писатель Вадим Борисович Иванов (не москвич же писал о нашем городе!). Инициалы же третьего действующего лица - В. Сметанина, «расшифровать» сложнее, хотя этот фотограф и известен филокартистам как автор многочисленных открыток - как с видами Подмосковья, так и многих других, и несмотря на то что он печатал свои снимки в центральных газетах и журналах. Вот так: снимков много, а имени автора найти почти невозможно. Только в сентябрьском номере 1961 года журнала «Советское фото» читаю: «Первой премии (ценный приз) удостоен фотокорреспондент «Известий» Виктор Сметанин за работы «На трибуне Мавзолея» (Н.С. Хрущев и Ю.А. Гагарин)».

И, получается, что летом 1968-го он побывал в Уфе. Почему в 68-м, спросите? Ведь в альбоме никаких выходных данных нет. А вот взгляните на снимок улицы Первомайской - в конце её уже виден Дворец моторостроителей, в котором летом 1968-го вовсю шли отделочные работы. Кроме того, на другом снимке, который Б. Клипиницер сделал с девятого этажа дома №30 по Революционной, улица 50-летия Октября имеет заметный излом, которого ныне нет и в помине - летом 1969-го улицу спрямили. Вообще, снимок этот Борис Михайлович выполнил не просто в трёх экземплярах, но и, по всей видимости, двумя или тремя фотоаппаратами: для рассматриваемого альбома - обычной 35-мм камерой, а для иллюстрации в брошюре «Уфа. По ленинским местам» (вышла в 1969 г.) - камерой с широкой плёнкой (цветные изображения в те годы выполнялись только с цветных слайдов на 60-мм плёнке).

Теперь немного о проблеме сохранности цветного изображения. Родилась она, можно сказать, вместе с изобретением цветной фотографии. Изображение разрушалось уже на слайдах, сделанных по методу «Автохром» братьев Люмьер больше ста лет назад. Только «трёхцветный» метод Адольфа Мите (и, разумеется, С.М. Прокудина-Горского) от этого недостатка свободен, так как не связан с достаточно легко разрушающимися химическими красителями-компонентами изображения. Если слайды на обращаемой плёнке (ЦО-22, UT-18, помните?) при должном хранении не теряют цвета и через десятки лет (у меня, во всяком случае, так), то их «коллеги», выпущенные централизованно большим тиражом и на первый взгляд вроде бы точно такие же, как и у фотолюбителей, нещадно выцветают, прямо-таки выгорают. Причём исследователи уверенно говорят, что происходит это в первую очередь от рассеянного света, т. е. при хранении в открытых местах. Так что храните свои слайды в непрозрачных коробках и в шкафах.

А ведь наш сувенирный альбом такой прозрачный, такой незащищённый. Вот и выгорела его начинка. И сейчас при сканировании цвет приходится восстанавливать. Усложняют дело и многочисленные чёрные пятнышки неизвестного происхождения - их можно удалить лишь путём долгой и щепетильной ручной обработки полученных изображений. А ведь как хотелось бы посмотреть на Уфу в теперь уже далёком 68-м: построенное в 1965-м здание Башкирского театра драмы, первый мост на Оренбургской переправе и бетонная скульптура пумы на шаре, троллейбусы ЗИУ-5 у Дворца культуры имени Орджоникидзе, самолёты в аэропорту, фанерные серп и молот перед рестораном «Башкортостан»… Сейчас всё это либо исчезло, либо выглядит иначе. Впрочем, сюжеты слайдов сувенирного альбома в большинстве своём уникальностью не отличаются - чувствуется уверенная «рулящая» рука партийных идеологов. Но есть и приятные исключения, всё же фото делали профессионалы, которые считали своим долгом не просто снять объект, но при этом ещё и не повториться. Тем не менее из всего комплекта я выбрал лишь четыре кадра, которые представляют интерес и сегодня.

Анатолий ЧЕЧУХА