Менялся, не изменяя себе

Менялся, не изменяя себе
Про кого-то говорят: человек неоднозначный, особенно если он занимает высокий пост. Про экс-министра МВД РБ генерал-лейтенанта милиции в отставке Рафаила Диваева можно сказать одним словом: конкретный. Он занимал этот пост с 1996 по 2008 год. И слова его никогда не расходились с делом, поручения и приказы выполнялись немедленно. Он и сейчас ведет активную общественную жизнь, принося немалую пользу в статусе председателя Общественного совета при МВД РБ. По правде сказать, Рафаил Узбекович не любит давать интервью, но для нас сделал исключение.


- Каким было ваше детство, как повлиял жизненный старт на дальнейший путь?

- Родился в деревне Ахметово Аургазинского района, между Тукаево и Абдрахманово. До сих пор в Тукаево стоит дом моих родителей, храню его. По семейному преданию, в XIX веке треть Диваевых во главе с предком Абубакира Диваева в поисках лучшей доли переселилась в оренбургские края. Там появилась вторая деревня под названием Тукаево и даже речушку в память о родных краях назвали Сакат. Я побывал там в служебной командировке, всегда интересовался своими корнями. Оказалось, Диваевы, татары по национальности, записались здесь башкирцами, чтобы получить бесплатную землю. Подумалось, что правильно сделали – почему бы не воспользоваться льготами. Сам же, воспитанный в советские времена, я понятия не имел, кто какой национальности. Русские, башкиры, татары, марийцы – все вместе учились в школе, проживали рядом и никто не интересовался даже этим вопросом.

В первый класс пошел в школу №1 Стерлитамака, окончил и считаю себя стерлитамакцем в большей степени, но уфимцем, конечно, тоже. В нашей семье царил «матриархат»: мама решала много вопросов. А папа немногословный, но, бывало, скажет – как отрежет, слово его было весомо. Он мой самый близкий друг, пример во всем. И не только был, но и остается. Прямой, честный, порядочный.

- Ваша дочь рассказывала, что с папой неинтересно детективы смотреть: с первых кадров угадает, чем закончится. У вас с детства были способности к милицейской работе?

- Мог стать технарем, как и папа. Он был автомобилист-механик, руководил транспортом «Башспецстроя». Мама же и в детском садике, и на железной дороге трудилась, главным делом ее жизни было воспитание нас с братом. После школы, как и многие в те времена, выбрал рабочую профессию, пришел на Стерлитамакский завод «Синтезкаучук» электрослесарем. И поступил на вечернее отделение филиала Уфимского нефтяного института. Учебу пришлось прервать – призвали в армию. Служил далеко от родных краев - на Памире, на правом берегу реки Пяндж. А когда вернулся, в военкомате взяли в оборот: милицейских кадров не хватает, ты подходишь! Я без проблем прошел медкомиссию и тут же был зачислен в уголовный розыск младшим оперуполномоченным. О чем не жалею. «Сила милиции в связи с народом» - таков был лозунг того времени. Какая правда, глубина в этих словах! Нельзя об этом забывать. Главная ценность страны - люди, и законы пишутся и создаются для народа. Никак не наоборот. С этим лозунгом я и иду по жизни. Помню своих первых наставников: начальника городского отдела милиции Стерлитамака Гафура Марданова, руководителя первого Отделения милиции Анатолия Шалагина, начальника угро Фарита Аблаева. Они многое мне дали в профессиональном и человеческом плане.

- За долгие годы работы по раскрытию особо тяжких преступлений даже в самых экстремальных обстоятельствах вы ни разу не применили оружие...

- Наставники были хорошие. Стрельба была крайне редким случаем. Брали интеллектом. Ярким примером служил начальник управления угрозыска МВД БАССР Фаниль Галикеев, он вписал незабываемые страницы в историю правоохранительных органов. Когда я был переведен в уголовный розыск отдела внутренних дел по Нефтекамску, после Академии управления МВД, многое почерпнул у Раиса Вахитова, который возглавлял отдел. Его сменил Наиль Субхангулов, прекрасный профессионал. Я принял руководство вслед за ним. Сложился коллектив крепкий, умелый. Выработались свои традиции, так, мы практиковали «мозговые» атаки, когда «шерлоки холмсы» сообща обмозговывали совершенное преступление. На протяжении 10 лет в Нефтекамске не было ни одного нераскрытого убийства.

- Ваше окружение вспоминает, что на посту министра вы следили за оперативной обстановкой в республике круглосуточно. Дежурные по МВД были поставлены в известность, что о тяжком преступлении нужно сообщить немедленно, даже ночью...

- Старался держать руку на пульсе. Возникали и другие вопросы, но легких не было. Заступая на должность, не менял руководящий состав, ведь в МВД Башкирии всегда действовали сильные руководители подразделений, профессионалы. За время службы пережил несколько реформ МВД страны, от щелоковских изменений синей формы на серую до принятия Закона «О полиции». Тогда основательно стали работать на укрепление авторитета правоохранителей: ставились интересные спектакли, всенародно любимый телесериал про народного участкового Анискина, торжественные мероприятия, концерты в честь сотрудников ведомства. Люди были более законопослушны, что показывает и статистика. Управление было как один мощный кулак. А когда от МВД отчленили службы: паспортно-визовую, по борьбе с наркоманией, пожарную, ОМОН, СОБР, общая работа стала страдать. Некоторые недочеты исправлены. Но вот о чем стоит еще вспомнить - об общественных пунктах правопорядка. Они являлись центром профилактики в микрорайоне, оказывали большое влияние на безопасность. Участковый и патрульная служба полиции, общественность в лице народных дружин, уличных, домовых комитетов – сотни людей привлекались к охране общественного порядка, борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Кстати сказать, именно Башкортостан выступил с инициативой о создании непрерывного профилактического воздействия, блестящую идею разработал Арон Аронович Карасик, вся страна приняла новшество. Убежден, эта форма взаимодействия правоохранительных органов и широкой общественности должна быть продолжена. Возглавляя Общественный совет при МВД по нашей республике, я ставил вопрос на обсуждение и получил поддержку. С этим предложением мы вышли в Госсобрание республики. Уфа и сегодня подает хороший пример: активно действует Центр общественной безопасности, созданный по инициативе на тот момент главы города Павла Качкаева. Возглавляет его профессионал с большой буквы генерал-майор полиции в отставке Александр Овчинников. Сегодня до 75% правонарушений пресекают его сотрудники.

- Общественный совет при МВД создавался в то время, когда вы еще были министром, причем - первым в России. Как оцениваете его работу спустя двадцать лет?

- Как и раньше - высоко. В его составе интересные люди, личности, способные выдвинуть нестандартные идеи. В целом мне довелось трудиться бок о бок со многими неординарными людьми, оставившими свой след в истории. Муртазу Губайдулловича Рахимова буду вспоминать как многогранную личность, сильного руководителя. Рим Сагитович Бакиев и Рафаэль Ибрагимович Байдавлетов всегда были близки и уважаемы мною. Особые отношения связывали с руководителями города Уфы. Управление таким мегаполисом, как наша столица, - дело сложное. И обеспечение охраны общественного порядка здесь требует особого умения, взвешенных и оперативных действий. Криминальная обстановка всегда складывалась напряженной. Но уровень преступности, являющийся индикатором криминализации общества, в Уфе остается одним из низких по сравнению с соседями. Не случайно проведенная властями работа выводила столицу в лидеры федеральных рейтингов. С большим вниманием, пониманием всегда относились к организации правоохранительной деятельности Михаил Зайцев, Фидус Ямалтдинов, Павел Качкаев. Добрый след в истории города оставили Ульфат Мустафин и Ирек Ялалов.

На смену старой гвардии пришел Ратмир Мавлиев, который добьется многого, не сомневаюсь. Не зря его вспоминают добрыми словами в Нефтекамске. Уже при нем разработаны комплексные программы по всестороннему преображению столицы.

Галия ГАЙНЕТДИНОВА