Русская рулетка Достоевского

Русская рулетка  Достоевского
В апреле Уфа принимала петербуржцев в рамках «Больших гастролей». Центральными событиями стали лекция заслуженного деятеля искусств России Александра Чепурова «Достоевский и театр», прошедшая в Башкирском академическом, и спектакль по роману «Игрок» - «Литургия Zеrо» в Аксаковском народном доме.

...Достоевский и Петербург неразделимы и связаны судьбой: Фонтанка, преступления и наказания, блеск дворцового зала и пьяная брань в трактире, черное и красное, русская рулетка, когда пан или пропал, вершина духа человека и его падение. Достоевский - самый русский писатель со всеми парадоксами, глубинными исканиями, непредсказуемостью, жертвенностью. Не случайно его произведения до сих пор так востребованы.

- Александринский театр первым стал ставить произведения Достоевского на сцене. Монолог Мармеладова был еще частью литературного произведения, но российский актер Андреев-Бурлак уже ездил с ним по всей России, - так начал свою лекцию известный искусствовед Александр Чепуров, раскрывший немало интересных страниц из жизни писателя и истории Александринки.

Вот интересный факт, говорящий о многом. Когда Достоевский учился в Петербурге в военно-инженерном училище, расположенном в Михайловском замке, после занятий он вместе со своим другом - будущим известным литератором Дмитрием Григоровичем - почти каждый день ходил в этот театр. Известны даже места, которые они занимали - на галерке (студенты не могли позволить себе дорогой партер). Друзья смотрели все подряд и особенно любили Шиллера, и согласимся с искусствоведом - произведения Достоевского действительно отличаются яркой театральностью, драматизмом.

Александр Анатольевич, имеющий пристальный взгляд историка, лекции дополняет живыми впечатлениями. Поэтому встреча с ним для настоящих ценителей театра и литературы всегда имеет большое значение. К примеру, молодые скептики задаются вопросом, а что в Александринском театре такого особенного, что отличает от других? Возраст? Местоположение? Архитектура? Искусствовед отвечает: конечно, да, но прежде всего - акустика! Александринский императорский театр со знаменитыми колоннами и квадригой Аполлона на фасаде - жемчужина творения архитектора Карла Росси. Здание построено по типу театра Санта Карло, считающегося самым совершенным и гармоничным. Даже в самых последних рядах на галерке слышен шорох упавшего на сцену листка бумаги. Пример из современности подтверждает это: всемирно известный дирижер Рикардо Мутти, когда искал зал для выступления своего оркестра, пересмотрел множество театров и концертных залов, и в их числе были и Большой, и Мариинка, но когда он пришел в Александринку и хлопнул пару раз в ладоши, то сказал: «Идеально! Ничего лучшего в России я не видел!». Это действительно зал, где и музыка звучит, и драма. С 1836 года театр отдан в распоряжение императорской драматической труппы, и с того самого времени его питерцы, да и все театралы, с любовью зовут «Александринка». Александр Анатольевич подробно рассказал о многих интересных моментах жизни родного театра, в котором работает много лет, известных актерах, режиссерах, самых популярных исторических и современных постановках, а в заключение призвал:

- Храните билеты! Александринский всегда славился четким и бережным отношением к документации. Здесь в архивах до сих пор хранятся кассовые отчеты о спектаклях позапрошлого века, и в них есть сведения, на чье имя куплен билет (есть даже «корешки»). После спектакля составлялась «бумага» - сколько денег собрал спектакль, как он прошел, где актер ошибся, где зрители аплодировали, где поднесли цветы, были ли выкрики из зала (зафиксирован случай, когда актер в своем монологе произнес: «Ребятушки, простите меня!», на что из зрительного зала кто-то выкрикнул: «И не надейся!»). Словом, все фиксировалось. И это бесценный материал для историков. Поэтому мы знаем, где в зрительном зале сидели Достоевский и Чехов, что они смотрели. Не бархат и позолота прославили театр, а его люди.

Логическим продолжением знакомства с темой стала «Литургия Zеrо»» - современный спектакль, поставленный народным артистом России, художественным руководителем театра Валерием Фокиным. Постановка очень достоевская, ведь писатель знал, о чем писал, он и сам был в одно время заядлым игроком! На сцене мы увидели действие, наполненное жгучими эмоциями, страстями, желанием выигрыша во что бы то ни стало, где не любовь, не забота о ближнем движет игроками, а страсть к случайной и быстрой наживе.

Начинается все необычно и даже таинственно, будто ожидается тайный ритуал, некая «месса дьяволу» (да оно так и есть на самом деле). На сцене круг и рулетка в виде бювета для лечебной воды, а вокруг - кресла с персонажами. И это все вращается, и герои, не замечая того, становятся фишками в рулетке. А в центре на возвышении - крупье дирижирует этой «литургией» и пронзительно звучит: «Zеrо!», «Красное!», «Черное!».
Герои спектакля - люди, молящиеся богу наживы, случая, удачи. Когда не какой-то жизненный идеал движет человеком, а Zеrо. По сути - ноль. Такова идея - показать, как люди (и тогда, в позапрошлом веке, и сейчас) возводят в идолы пустышку, тлен, фальшивку, не замечая истинных ценностей, да и саму жизнь, которая идет мимо. «Я выиграл! Выиграл! Деньги! 200 тысяч!». Ноги счастливчика сами пускаются в лихую пляску под аккомпанемент чертова оркестрика. «Ставь снова на Zеrо!» - «Как, бабушка? Только что было Zеrо, надо подождать» - «Ставь, говорю!». Великолепные актеры Александринки - народные артисты России Эра Зиганшина в роли азартной Бабушки, Сергей Паршин в роли Генерала, Игорь Волков - мистер Астлей, а также Виктор Шуралев, Мария Нефедова, Владимир Маликов, Виталий Головкин и юный актер Матвей Букарев в полной мере воплотили авторский замысел. Особая благодарность Эре Зиганшиной - потрясающей актрисе, которая, как всегда, была на высоте! Она воплотила образ так и не умершей назло всем родственникам бабушки. Заметим, что роль - коронная и желанная для многих актрис, но Зиганшину явно здесь не переиграть. И это единственный персонаж в спектакле, вызывающий сочувствие, так как, проиграв кучу денег, она сказала сама о себе: «Вот старая идиотка».

 Спектакль оставил неизгладимое впечатление, в чем-то он - шоковая терапия. Но сила искусства заключается в том, чтобы затронуть душу, разбудить мысли. А наши встречи с Александринским театром продолжатся. Министерство культуры республики заключило договор о сотрудничестве. И актеры Санкт-Петербурга еще не раз приедут к нам.

Лилия ЗИМИНА