Любовь и власть в русском лесу

Любовь и власть в русском лесу
К 200-летию Александра Островского Русский драматический театр поставил его комедию «Лес», которая считается самой сложной и вместе с тем любимой пьесой драматурга - и она оказалась удивительно современной. Сделал это известный российский режиссер Николай Дручек.

Один из главных персонажей нашего времени – влиятельный человек. Встречается чуть ли не в каждом фильме и сериале (ну, той культурной продукции, что мы потребляем каждый день). У него столько денег или такая должность (или и то, и другое), что все готовы все принять к исполнению, подчиняться, подстраиваться, прогибаться. Это совершенно в порядке вещей, никого не напрягает. А если положительным персонажам иногда удается заставить отступить зарвавшегося авторитета, так на то оно и кино.

Итак, перед нами влиятельная женщина XIX века - Раиса Павловна Гурмыжская. Одевается она изящно, но скромно - в черное, тщательно следит за чистотой нравов в своей усадьбе и, судя по всему, занимается благотворительностью. «Все люди нам ближние. Господа, разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным. Я только конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный». Как тут не поверить? Тем более что на попечении у нее молодая родственница Аксюша (Дарья Филиппова, Дарья Толканева) и сын умершей подруги Алексей Буланов (Антон Болдырев), и добрая женщина задумала поженить их, снабдив Аксюшу приданым. Есть у нее и более близкая родня – племянник мужа; правда, о нем уже лет пятнадцать ничего не слышно, но если он вдруг появится – можно не сомневаться, что его в усадьбе примут с радостью и ни в чем не обделят. Местное общество в лице богатых соседей Евгения Аполлоныча Милонова (Александр Леушкин) и Уара Кирилыча Бодаева (заслуженный артист РБ Вячеслав Виноградов) находится под большим впечатлением от ее строгих жизненных правил: как цветисто выражается Милонов, «Раиса Павловна строгостью своей жизни украшает всю нашу губернию; наша нравственная атмосфера, если можно так сказать, благоухает ее добродетелями».

Но раскроем карты: на протяжении всей пьесы не устаешь удивляться, как Гурмыжская, рядясь в благородные одежды помощи бедным, нравственности, самопожертвования, преследует исключительно свои интересы - чувства и нужды других людей ее совершенно не волнуют. (В этой роли блистает народная артистка республики Ирина Агашкова. Она не пережимает с властностью, но так еще сильнее чувствуешь, насколько это страшная женщина.) Ее лицемерие давно достигло степени артистизма, а бедные родственники знают: если их здесь кормят и одевают, то отнюдь не из доброты. Вообще, думается, тема подчинения, подневольности, унижения человеческого достоинства - одна из главных у Островского, и даже бешеные деньги ценны не сами по себе, а как средство для этой цели. Полнее всего, конечно, эта тема раскрыта в «Грозе», но и Раиса Павловна по-своему являет собой не менее впечатляющий пример.

Да и строгая нравственная позиция на поверку оказывается только маской: на самом деле ни Гурмыжская, ни ее ключница-шпионка Улита (Анна Бурмистрова, Альфия Кашбуллина) не чужды женских чувств и умеют дать им выход. (Если в доме есть слуги - в данном случае это лакей Карп в выразительном исполнении заслуженного артиста РБ Григория Николаева - от них этого не скроешь.)

Чего только стоит одно преображение Улиты из вдовы-экономки во всем черном в загадочную, кокетливую даму в белых скользящих одеждах - для этого нужны лишь лунная ночь да мужчина на скамейке, практически любой. А как умеет оставаться хозяйкой положения сама Гурмыжская, даже добиваясь любви Буланова - юноши, который годится ей в сыновья! И, собственно, отнюдь не все воспринимают подчиненное положение как наказание: смотря кому подчиняться, смотря за сколько. Это принц Гамлет говорил, что на нем, мол, нельзя играть, как на флейте - ну что ж, есть много других людей, на чувствах которых играть очень даже можно. «Кто шампанское пьет, хорошие сигары курит, тот и человек, а остальное - ничтожество» - так если у людей, обделенных средствами, такие убеждения, то что ж ими и не помыкать? Сами напрашиваются!

Вот только на настоящую доброту, понимание и помощь здесь можно не рассчитывать. У Аксюши есть любимый человек - сын купца Восмибратова Петр (Иван Овчинников, Азат Шакиров), однако она знает: настоящего приданого, без которого свадьбе не бывать – целых две тысячи рублей! – тетка ей никогда не даст. Тут интересно заглянуть в душу и самого жениха: он может планировать убежать с невестой, а вот представить себя свободным, независимым от отца - нет, даже в самых буйных мечтах. И хорошо бы это было только про XIX век, про издержки недавно отмененного крепостного права… Гурмыжская между тем распродает Восмибратову (Олег Сальцын) лес вокруг имения - видно, срочно деньги понадобились - и только гляди, кто кого первым обманет. Комедия, да и только!

Видимо, чтобы сделать всю эту русскую лесную жизнь немного повеселее, рядом с имением встречаются два бродячих актера: Геннадий Несчастливцев и Аркадий Счастливцев (заслуженный артист РБ Николай Рихтер). С местами в постоянной труппе у них не ладится (чтобы не выпасть из обоймы, в театре тоже нужно много чего терпеть, что не свойственно истинно русским натурам). Между тем Несчастливцев (в блестящем, потрясающем исполнении Александра Степанова) и есть тот самый пропавший племянник Гурмыжской, он решает навестить тетушку - и, можно сказать, находит в имении готовую сцену для применения своего таланта. Тут вам и антураж соответствующий: фасад господской усадьбы, по мысли сценографа, представляет собой живописную полуразрушенную колоннаду - хоть сейчас играй греческую трагедию.

Хотите шоу в стиле «барин благороднейших кровей, пред которым все должны трепетать и преклоняться»? Пожалуйста! Хотите монолог из Шиллера, речь о высоком предназначении актера? Легко! При этом пафос и приемы опытного трагического актера, да само появление среди респектабельного общества актеров – людей совсем другой породы - создает непередаваемый комический эффект: во втором отделении спектакля зал то и дело разражался хохотом. И все же…

«Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы», - бросает Несчастливцев Гурмыжской и ее друзьям. Да, но удастся ли не только сказать, но и сделать что-то полезное, реально кому-то помочь? Или в этом лесу все останется без изменений? Не будем раскрывать сюжет. Мы просто чувствуем, что у бродячих актеров, у которых нет ни особых видов на будущее, ни денег, ни даже табака в дорогу, - больше искренности и чувства, чем у представителей местного высшего общества, так любящих рассуждать об общественном благе. (На заметку: видите человека, рассуждающего о таких материях, - опасайтесь! Он, как Талейран, может говорить одно, думать другое, а делать третье.)

Тем не менее искренность и настоящие чувства в этом мире часто ценятся невысоко. Вздумай Гурмыжская выйти замуж за человека вдвое моложе – испортит ли это ее репутацию? Нисколько. Деньги украшают все. Удастся Аксюше выйти замуж, за кого мечтала - и она станет частью этого же самого общества, и придется с Гурмыжской раскланиваться на обедах и тетушкой называть. И, может быть, в конечном итоге актеры Счастливцев и Несчастливцев, привыкшие к бедности, гораздо более свободные люди и в конечном итоге проживут жизнь более счастливо? Особенно если Мельпомена им вновь улыбнется…

Со времен Островского ее служители сами стали частью элиты, некоторые - даже столпами общества, поскольку случился прогресс. Но вы уверены, что мы стали свободнее, что необходимость прислуживаться, пресмыкаться исчезла? Как способность больших денег и положения украшать и прикрывать все что угодно? И лес уже не уходит за бесценок?

Екатерина КЛИМОВИЧ