Четвероногая проблема

Четвероногая проблема

Научившись летать в космос, создавая роботов, мы так и научились выстраивать гармоничные отношения с нашими самыми древними спутниками.  

С наступление холодов четвероногие обитатели городских джунглей, в поисках тепла и еды стремятся поближе к людям. Кто-то жалеет бродяг, другие видят в них исключительно угрозу. Правы обе стороны, и отрицать проблему бродячих животных невозможно. Удивительно то, что научившись летать в космос, создавая роботов (в том числе и имитирующих домашних животных), мы так и научились выстраивать гармоничные отношения с нашими самыми древними спутниками.

В Уфе уже не первый год обсуждают создание муниципальных приютов. Многие ждут их как решения проблемы безнадзорных животных, другие – против, считая, что в наших реалия они станут концлагерями для четвероногих бродяг. Частные же приюты чаще всего оказываются нежизнеспособными. Забота о четвероногих бродяжках ложится на плечи доброхотов, в итоге они «обрастают» питомцами, а материальные средства и моральные силы убывают в геометрической прогрессии.

К сожалению, в нашей стране не сложилось жизнеспособной практики правовой защиты животных. Каковы же основные способы борьбы с безнадзорностью Мурок и Шариков, применяемые в разных уголках земного шара, и какой опыт мы могли бы взять на вооружение?


Пуля-дура, и нет проблем

Отстрел собак запрещен в нашей стране почти 20 лет. Тем не менее, реальные наказания догхантеров можно сосчитать по пальцам одной руки. Кроме того, ежемесячно в разных городах коммунальные службы или специальные ведомства уничтожают самым варварским способом сотни собак. В то время как большинство цивилизованных стран давно отказалось от массовых убийств, в России, Украине и Беларуси отстрел остается самым распространенным способом сокращения численности безнадзорных животных. Быстро и недорого, эффективно. Гуманно?

Сторонники метода «нет животного – нет проблем» взахлеб приводят случаи нападения животных на людей, винят беспризорников в распространении бешенства… Безусловно, нет дыма без огня. Но под колесо расправы попадают и вполне миролюбивые городские Тузики и Шарики, а также домашние животные, по глупости и безалаберности владельцев, отпущенные в свободный выгул.

Одним из наиболее перспективных методов регулирования численности безнадзорных животных может стать программа ОСВ: отлов — стерилизация — возвращение.

В чем ее суть: самок отлавливают, стерилизуют, делают прививки от бешенства, в некоторых случаях при достаточном финансировании чипируют, в других - ставят какую-нибудь метку, и возвращают обратно в среду обитания. Неудивительно, что данный способ впервые появился в теплых странах – Индии, Болгарии, Турции, Египте. Ведь главная опасность там, как для животных, так и людей – распространение заболеваний и рост численности потенциальных распространителей. В данном случае обе они решаются. Срок жизни животных на улице в среднем составляет от двух до пяти лет. Так естественным образом постепенно снижается численность безнадзорных собак и кошек.

В России данная программа практиковалась как эксперимент в некоторых регионах, в том числе и соседних с нашей республикой. К сожалению, в силу некоторых обстоятельств прекрасную идею в наших условиях ждет провал.

Во-первых, чтобы был «эффект», нужно стерилизовать 70-80 процентов всех бобиков женского пола. Из-за сложностей с финансированием эта процедура становится трудоемкой и продвигается медленно, поэтому и не дает видимого результата. К тому же в нашей стране у бродяжек есть один враг, с которым никакая программа ОСВ не справится: холодная и продолжительная зима. Поэтому в наших условиях «отлов - стерилизация – возвращение» требует доработки. В частности, нужно понимать, что животные – часть городской среды. Например, если бы каждый дом взял на себя содержание даже одного животного – проблема была бы давно уже решена и обошлась бы она горожанам в сущие копейки.

Налоговое бремя

Естественно, что такой способ благополучно смог прижиться только в развитых странах, таких как Германия, Франция, Швеция и Норвегия. Заставить «нашего человека» платить за безродную собачку будет очень трудно в силу особенностей менталитета. Если в Скандинавских странах налог на собаку зависит от ее размера, то в Германии придется заплатить 150 евро за первую собаку и 300 – за вторую. За содержание же бойцовского пса плата будет в три раза больше. У нас же до сих пор не принят закон, накладывающий повышенные обязательства на владельцев опасных пород. Отсюда бесконечные метисы – продукт селекции горе - владельцев, случаи нападение на людей и дискредитация породы. Стоит также отметить, что в Европе сумма налога существенно снижается, если собака стерилизованная. Каждому домашнему псу, независимо от породы, присваивается номер, который набивается на ошейник. Так же ставится клеймо на ухо или вживляется чип. Такие меры не только позволяют вернуть друга семьи в случае потери, но и предотвращают главный фактор роста численности беспризорных животных - человеческую безответственность и безнаказанность.

Этот опыт действительно стоит взять на вооружение, но вот только внедрить его в нашем обществе будет не просто – потребуется не одно десятилетие, и это по самым оптимистичным прогнозам.

«Бьем по проблеме рублем»

Этот способ близок к введению налога на животных. Но имеет несколько другой оттенок. Выбросил животное на улицу – совершил серьезное административное нарушение. Так что будь любезен, вынь да положи кругленькую сумму. В некоторых европейских странах в этом случае предусмотрена даже уголовная статья. Нести ответственность за тех, кого приручили, здесь учат рублем: выпустил «Рекса» на самостоятельную прогулку – штраф до 50 тысяч евро. Также под контролем властей – бесконтрольное разведение. У нас же обычная практика: купить на грош пятаков «шотландца» и делать деньги: пусть без документов, зато котик как в рекламе «Вискас»…

Метод введения налогов и штрафов в корне отличается от всех других способов, так как в данных случаях, наказание несет не животное, а их владелец.

«Для голодающих котят есть в городе приюты»

Практика существования приютов есть и в нашей стране. Однако ситуация в них далека от идеальной, поэтому возьмем для примера опыт США, Великобритании и ряда стран Евросоюза.

Специальные службы отлавливают собак и помещают их в приюты, где они проходят обследование, лечение, их стерилизуют и выдают новым хозяевам. Если за определенный срок желающих взять собаку или кошку не нашлось – ее усыпляют. Эвтаназия рассматривается как необходимая мера, так как приюты должны быть всегда готовы к поступлению новых животных. Такие меры действуют и в России, причем по закону животным отпущено всего 6 месяцев на то, чтобы найти хозяев или умереть…

Частные приюты, содержащиеся за счет благотворителей, имеют право содержать животное неограниченное количество времени. Если мест нет, они просто прекращают прием «постояльцев».

Стоит также отметить, что в европейских странах предъявляются высокие требования и к новым хозяевам. Чтобы вам отдали питомца нужно не только заплатить взнос, но и предъявить зоозащитникам жилищные условия, заполнить кучу документов. Как выдаются животные в российских приютах хорошо известно, и показательный случай с хабаровскими живодерками не единичный. Волонтерам не раз приходилось сталкиваться с тем, что предприимчивые и лишенные моральных принципов люди забирали собак для притравки или других, отнюдь не миролюбивых целей. Вызывает порой возмущение и просьба заплатить взнос – в среднем 500 рублей. Будет ли цениться то, что получено даром? Прореха в законодательстве и безнаказанность позволяют повторяться таким случаям постоянно. И, мы, самая большая страна, в которой живут удивительно отзывчивые и добрые люди, топчемся на месте в вопросе, который можно и нужно решать. А как считаете вы?

Автор: Рина МАРКОВА.