О передовой без иллюзий

О передовой без иллюзий

Добровольцы вернулись с Донбасса и рассказали о службе в полку имени М. Шаймуратова

Указом президента страны Владимира Путина звание Героя России присвоено уроженцу Башкортостана, старшине Алмазу Сафину. К сожалению, посмертно. Получив тяжелое ранение, он не покинул позиций, продолжил вести огонь и руководить боем. Благодаря мужеству десантников атака врага не увенчалась успехом. Похороны героя прошли в селе Раевский Альшеевского района РБ. Его подвиг вдохновил сотни уроженцев Башкортостана, в том числе бойцов добровольческих батальонов имени Шаймуратова, Доставалова и Салавата Юлаева. О том, что происходит на передовой и в сердцах солдат, рассказали участники СВО, вернувшиеся домой на побывку.

От Чечни до Украины


Звание младшего лейтенанта воин получил совсем недавно. Но еще будучи сержантом, как и старшина Сафин, командовал взводом. Для мужчины с коротким позывным «Бес» конфликт – не первый. В 2007-м был в Чечне, годом позже – Южная Осетия. На Донбасс в 2014-м отправился добровольцем. За прошедшие с тех пор годы устроил жизнь, женился. В семье растет дочка четырех лет. Работал строителем-вахтовиком, ездил на Север. В 2022 – вновь отправился в самое пекло.

- Мне 34 года, сам я родом из Дагестана. В Башкортостане, точнее в Калтасах, живу лет 7-8, моя жена оттуда родом. Мне понравилась природа, люди, поэтому остался на Южном Урале, - говорит он.

Впервые понюхать пороху тогда еще неопытному солдату пришлось в горах родного Кавказа, на завершающем этапе боевых действий в Чечне, где боевики оборудовали базы в труднодоступной местности. Во время разведывательных рейдов отряд нашего героя не раз обнаруживал противника. По словам «Беса», зачастую это были сбитые с толку пропагандой молодые парни. Многие из них сидели на наркотиках. Самый яркий боевой эпизод тех лет – штурм дома, в котором вместе с сообщниками оборонялся Саид Бурятский. Именно этот радикал совершил теракт в Назрани, когда погибли 25 человек.

- Всех подробностей я рассказывать не могу, давал соответствующую подписку. Если кратко, то мы оцепили часть села, где находились бандиты. Предложили им сдаться, к сожалению, они отказались. Тогда работали на поражение, - рассказывает «Бес».

В 2008 полыхнуло в Южной Осетии. Под Цхинвал солдат прибыл в составе кавказского батальона «Восток». Тогда пришлось лицом к лицу столкнуться не только с грузинами, но и с украинскими наемниками. И тех и других обучали инструкторы НАТО. Спустя шесть лет – снова командировка, на этот раз Украина. На вопрос, почему уехал туда добровольцем, «Бес» ответил просто и прямо: не привык смотреть, как творится беспредел. Обидно было за погибших в Одессе мирных людей. Мысленно обратившись к их убийцам, парень сказал: пусть попробуют себя в схватке с нами!

- Вы бы хотели, чтоб война была у вас дома? Думаю, нет. Вот я и пошел, чтобы остановить ее там. Понимал прекрасно, чем жертвую. Но не хотел и не хочу, чтобы такие события происходили. Это как раковая опухоль, удалять нужно сразу.



В тот, первый «заход» на Донбасс, «Бес» попал в горнило боев под Луганском. Вместе с местными бойцами отбивал аэропорт. Терял соратников, в том числе хорошего друга. Это было тяжелее всего: утром говоришь с человеком, а вечером его уже нет. Боевые действия были ожесточенными, раз за разом ополченцы брали аэропорт в кольцо, затем откатывались и снова шли на штурм.

- В один из дней мы стояли на рубеже, в окопах. И по нам открыл огонь вражеский танк. Саму машину не видели, била она с закрытых позиций. Но с опытом даже по звуку выстрела можно определить, где примерно он скрывается. Ополченцы применили «волчью петлю», тактический прием, включающий обход с флангов. В общем, сожгли его.

Многие участники боевых действий говорят о давящих на психику постоянных обстрелах. Но «Бес» поделился другим. По его словам, тяжелее всего как раз тишина. Приходят мысли, что враг что-то готовит. Например, забрасывает в наш тыл диверсионную группу. Непросто было входить в разрушенные обстрелами поселки, видеть лишения мирных людей. Нередко выбитые оттуда войска противника забирали у людей все продукты. А на наших солдат местные жители смотрели с надеждой.

24 февраля прошлого года мужчина был на работе, в вахтовой поездке. О начале спецоперации услышал по телевидению. И уже тогда понял, что пойдет туда… В военкомат отправился сразу по приезде домой. Сначала хотел уйти через Министерство обороны, но узнал о формировании добровольческого батальона имени Шаймуратова и решил вступить в его ряды.

- Конечно, родственники отговаривали. Никто из них не был рад, что иду воевать. Жена тоже, хотя внутренне она все поняла. Сказала, что у меня глаза загорелись и там я буду на своем месте. Но лично мне второй раз уходить на Донбасс было гораздо тяжелее. Все-таки ребенок появился. Да и понимал уже, что там ждет.

Однако свое взяло воспитание. Еще в детстве для «Беса» примером был отец, прошедший в свое время Афганистан. Пожалуй, его оценка решения сына была самой высокой. Сначала, как и любой родитель, переживал. Но спустя время сказал: я не зря прожил свою жизнь, горжусь тобой!

Боевое слаживание батальон проходил в Тоцких лагерях Оренбургской области. Входить в колею жизни мотострелка долго не пришлось. Будто и не забывал армейских будней. Но подготовка была действительно хорошей и нужной. Добровольцы повышали выносливость, изучали тактику боя, стреляли из разных видов оружия. Например, из противотанкового ракетного или переносного зенитного комплекса «Игла». Учились читать карты, работать с рациями. Был даже краткий курс по вождению танка. Но особенно запомнилось
обучение работе с беспилотниками. Управлять дроном умеет каждый боец батальона, а это – и разведка, и выявление огневых точек противника, и тому подобное.



Хотя и старую солдатскую мудрость «чем глубже окоп, тем дольше живешь» никто не отменял. В пехотном бою башкирский солдат сражается современным «АК-12». Его любят за надежность и три режима огня. Именно с ним в руках командир взвода «Бес» совершил подвиг, за который был награжден орденом имени Шаймуратова.
Задание о минировании участка перед позициями поступило от ротного. С собой «Бес» взял двух бойцов. Направление было выбрано неспроста, именно оттуда враг повадился делать вылазки. Уже в поле бойцы наткнулись на его диверсионно-разведывательную группу. Находясь в меньшинстве, атаковали первыми. Единственного выжившего «Бес» взял в плен. Все происходило очень быстро. Когда по месту перестрелки начали работать минометы ВСУ, шаймуратовцы уже успели его покинуть.

- Получилось, что я привел вражеского корректировщика. Это он наводил их артиллерию. В тот день успех был на нашей стороне. Но бывали и горькие моменты. Особо хочу рассказать о Марселе Нурасове, нашем земляке. Он отмечен орденом Мужества посмертно.

Своего боевого товарища «Бес» характеризует коротко – настоящий мужчина. На военные сборы Марсель пришел вместе с другом, Рахимом Абдюкаевым. Обоих взводный сразу же взял в свою команду. У парней было хорошее здоровье, яркие характеры. Спустя время они проявили себя отлично и на передовой. Командиру друзья дали твердое обещание, что не подведут.

- Из пары ребят один остался жив, Марсель погиб. Перед этим они в бою уничтожили два пулеметных гнезда противника и пусковую установку «Корнет». Это такой переносной ракетный комплекс, серьезное оружие. А еще взяли пленного. Товарищ мой повернулся лицом к нашим окопам, тут и прозвучала очередь. Пули вошли в спину, пробили бронежилет. Спасти его не удалось.

В глазах пленных «Бес» видел их страх. Видимо, боялись издевательств, пыток. Но по словам офицера, ничего подобного он не наблюдал. Да и лично для себя не счел бы глумление над захваченными солдатами достойным делом. На вопрос о своем отношении к страху смерти поделился неожиданной мыслью.

- Что бы ни случилось, нужно оставаться мужчиной. И очень важно не подвести тех, кто рядом с тобой. Вовремя прикрыть, правильно среагировать. Ответственность за других - вот что серьезно по-настоящему. Особенно, если у кого-то из товарищей первый бой. Страх есть всегда, но нужно не цепенеть, не теряться, а двигаться и четко отмечать обстановку вокруг.

Срок отпуска домой у шаймуратовца относительно небольшой. Но и за это время нужно успеть многое. Там, на передовой, родным даже не позвонить: приходится выезжать в тыл иногда или передавать сообщения через сослуживцев. Но и дома кроме общения с семьей «Бес» помогает своему батальону. Местные жители организовали для бойцов сбор необходимых вещей, в том числе подарили воинской части автомобиль. Все это нужно оформить и принять. А затем уже снова вернуться в горнило СВО, к своим товарищам.

Позывной – «Одесса»

История еще одного бойца из батальона имени Шаймуратова кардинально отличается от предыдущей. За плечами 48-летнего уфимца не было боевого опыта, лишь срочная служба в инженерной части. Он вместе с женой вырастил двух дочерей и сына 12 лет. Трудился в службе безопасности крупной нефтяной компании…

 - Когда началась спецоперация, сам позвонил в военкомат. Мне сказали, чтобы сидел и ждал повестки. Но я узнал про формирование нашей части, решил идти. Мы до этого всей семьей ходили на спектакль о генерале Шаймуратове. Очень вдохновились. Когда все в голове сложилось в четкую картинку, сообщил о своем решении жене. Она сказала: теперь поняла, почему ты эти дни ходишь как неприкаянный…

В семье отговаривали все, от дочерей до пожилой матери. Сыну об отъезде отца ничего не сообщали до последнего момента. Уже придя на проводы, парень все понял. Обняв папу, переосмыслил многое. Прежде всего осознал, что мир – не компьютерные игры. А мужчина должен совершать настоящие поступки.

На работе к решению сотрудника отнеслись с удивлением. Но руководство поддержало, даже кое в чем помогло материально. Перед отправкой на сборы в Алкино-2 вместе с супругой зашел в православный храм – попросить благословения и защиты. Священник сказал ему тогда: нету пули шальной, но есть пуля твоя, если суждено. Что бы ни ждало там, нужно принять судьбу с достоинством.

- Тяжело ли было уходить? Да, не мог представить, как семья останется без меня. Элементарно, кто по дому сделает мужскую работу… Но спасибо друзьям, не бросили моих родных.

Снова в солдаты

Из Алкино-2 добровольцы отправились на боевое слаживание в Тоцкие лагеря. Примерно тогда и появился позывной «Одесса». Как и «Бес», боец не смог забыть трагических событий 2014 года. Вновь обучаясь воинскому делу, жили в казармах. С утра – подъем, развод караула, построение. Потом занятия на полигоне. Тактика, стрельбы из автоматов, пулеметов, гранатометов. Знакомство с техникой, такой как боевые машины пехоты, и не только.

Сложнее всего было восстанавливать физическую форму. Чего стоили только марш-броски в бронежилете с оружием по жаре. А осваивать незнакомые прежде дроны, рации и тепловизоры было интересно. Тем более что техническое и материальное обеспечение батальона было и остается на высоте. Основную поддержку обеспечивает правительство республики, много делают и жители. Даже спустя несколько месяцев в зоне боевых действий шаймуратовцы подчеркивают, что обеспечены всем необходимым.



- Современная техника, медицинские средства, вооружение – с этим проблем нет. Даже автомат можно подобрать «по душе». Кто-то вооружился 12-й моделью Калашникова, а я воюю с «АК-74М». Знаком с ним еще с армии, потому и выбрал. Правда, если честно, все мои представления о боевых действиях были далеки от реальности.

Первый день «за ленточкой» «Одесса» запомнил надолго. Едва оказавшись в зоне спецоперации, он увидел, как по врагу бьет наша артиллерия. А с воздуха цели накрывают штурмовые самолеты и вертолеты. Увиденная мощь армии вселила надежду на благополучный исход. Однако последовавший за этим обстрел врага стал настоящим испытанием.

- Мы вошли в боевое соприкосновение на юге, в Херсонской области. Продвигались со стороны Крыма. Разрушенные полностью города, поселки, плачущие мирные жители… Картина была очень удручающей. Я и мои товарищи воспитывались на таких понятиях, как честь, достоинство, Родина. И смириться с увиденным мы не могли.

Рядовой с позывным «Одесса» служит во взводе материально-технического обеспечения. В задачи подразделения входит доставка к позициям бойцов воды, еды, боеприпасов и так далее. При этом каждый солдат – универсальный профессионал, способный заменить стрелка, водителя, пулеметчика.

«На той стороне» - много наемников, часто попадаются солдаты с темным цветом кожи. Они тоже оснащены современными гаджетами. Например, благодаря тепловизорам враг видит наши позиции издалека. В условиях зимы этого нельзя не учитывать: блиндажи накрывают грунтом и бревнами, разогревать пищу приходится в специальных укрытиях.

- С провиантом проблем нет. Даже сухой паек снабжен горючим материалом для разведения огня и специальной подставкой. Скрытность и осторожность никто не отменял, таковы условия окопной жизни. Бронежилеты и каски стараемся не снимать, очки, перчатки тоже. Аптечка, штык-нож, подсумки с гранатами и патронами - таков примерный комплект носимого снаряжения. Ведь не угадаешь, когда прилетит вражеский снаряд, привыкнуть к этому невозможно. Значит, нужно всегда быть готовым.

Так случилось и в тот день. Бойцы занимались развозом воды в одну из рот. Как раз в этот момент ее позиции плотным огнем накрыла батарея противника. Один из наших солдат получил тяжелое ранение, его нужно было срочно везти в полевой госпиталь. А как высунуться из укрытия, когда вокруг грохот и свист осколков? Тем не менее «Одесса» с напарником пошли на риск: погрузили раненого в машину и, что называется, дали газу. Благодаря их самоотверженности воин выжил, поправился и вернулся в строй.

Орден генерала Шаймуратова нашему герою вручил лично прибывший в расположение батальона Радий Фаритович Хабиров. Уже затем рядовой вспоминал, что во время торжественной церемонии волновался больше, чем под тем артиллерийским огнем. А еще запомнилось, как часть имени Шаймуратова, наконец, была выведена на отдых. Пока шло переформирование, бойцы посещали врачей, восстанавливали силы. С музыкальной программой к ним приезжали звезды эстрады, в том числе Элвин Грей.

- Было такое чувство, будто душа отогрелась. И мы опять увидели мирную жизнь, к которой скоро надеемся вернуться.

Боевые действия стали для наших парней и проверкой на мужество, и причиной переосмысления жизни. В таких условиях черствый хлеб становится вкусным, а судьба товарищей не менее ценной, чем твоя собственная. Недаром в башкирском батальоне даже есть такое выражение: братское плечо. В бою исчезают многие иллюзии, на замену приходит чувство ответственности. За напарника, сослуживцев, взвод или роту. Настолько, что даже в коротком отпуске домой «Одесса» не перестает думать о тех, кто находится за Днепром.

- Побывка заканчивается, скоро мне отправляться в наш батальон. С каким чувством поеду на передовую? Есть понимание, что мы еще многое там не доделали и труд предстоит нелегкий. Хочется, чтобы подрастающее поколение понимало, для чего все это. Пусть оно растет на наших примерах!

Егор СОЛНЦЕВ.
Фото из открытых источников