В архив – за тайной рода

В архив – за тайной рода
– Помню, как в детстве бабушка рассказывала, что ее отец был муллой в деревенской мечети. А еще она говорила, что ее родственники в годы правления императора Александра III бежали в Турцию, защищаясь от принудительного крещения. Мне всегда были интересны эти истории, а после того, как я вышла замуж за гражданина Турции, начала искать документы и факты, – рассказывает Лейла Ирден. Поэтому я не была удивлена, когда моя давняя знакомая, эмигрировавшая из России, в один из приездов в Уфу предложила пойти в Национальный архив.

История Лейлы Ирден не типичная. Когда я познакомилась с ней 15 лет назад, она собиралась замуж за турка с татарскими корнями из Башкирии. Они познакомились в интернете на форуме татарских переселенцев в Турцию (мухаджиры). Мы подружились, нас сблизило то, что когда-то мой прапрадед тоже был в числе мухаджиров, но после развала Российской империи смог вернуться на родину. Тогда для нас обеих эти истории были лишь ностальгическими рассказами о жизни наших предков. А когда она вышла замуж и уехала в Турцию, наше общение свелось к нерегулярной переписке в соцсетях. Но, оказывается, за семейными хлопотами Лейла не забыла о своих предках и, когда подросли дети, начала поиски.

Впервые она посетила Национальный архив Республики Башкортостан в 2019 году, когда приезжала на родину. До этого уже успела найти своих родственников, которые уехали на поселение в Ихсание Османской империи, а потом переехали в Инхисар.

– Тогда записи велись на старотатарском языке арабскими буквами, но это не похоже ни на один современный язык. Хорошо читаю и пишу как на татарском, так и на турецком, знаю кириллицу и арабские буквы, но с записями разобраться непросто. Помогли переводчики. Была в архиве несколько раз, но, к сожалению, нашла очень мало информации. Потом пандемия закрыла границы, сейчас напряженная обстановка в мире все тормозит. Дело встало, хотя очень хотела бы продолжить работу. Если удастся, в этом году приеду на все лето и планирую плотно поработать, – рассказывает Лейла.

На сегодня удалось выяснить, что ее предки были зажиточными крестьянами и имели земельные угодья на левом берегу реки Итиль – так в XVIII веке называли Каму, впадающую в нижнее течение Волги, а иногда и Белую. Предстоит выяснить, где они жили – на территории нынешнего Татарстана или Башкортостана? Сейчас ее предки живут в деревне Шамметово, что на границе двух республик, но она допускает, что те, возможно, могли спуститься ниже по устью, так как в те времена переселение на более плодородные земли практиковалось часто.

 – История моего рода – это история тюрков, в основном башкир и татар: те же переселения, кочевка, бегство от императорского режима Александра III и насильственного крещения… Когда-нибудь мне удастся докопаться до истины. Мечтаю написать роман об истории нашего народа на примере своих предков, – говорит Лейла.
Читальный зал

В фойе читального зала, что расположен на улице К. Маркса, уже толпилось несколько человек: время обеда. Была возможность задать вопросы посетителям.

– Нашла своих родственников по русской линии, теперь ищу по татарской. Тяжело разбираться с документами, надо учить арабский язык (старотюркский) – все мусульманские метрические книги написаны на нем. Что мне нравится в читальном зале, так это то, что каждый готов тебе помочь, посоветовать, подсказать. Человеческая отзывчивость бесценна, – говорит Елена Фанисовна.

Она занялась архивными поисками осенью прошлого года. Сначала это было лишь хобби, но потом так увлеклась, что сейчас бывает здесь два раза в неделю.

Когда искала родственников – предков русской матери, с ней произошел забавный случай. Подошел мужчина и сказал, что у него есть для нее информация. Выяснилось, что он знаком с ее троюродной сестрой и помогал ей составлять родословную. В итоге он поделился с Еленой тем, что имел по двум линиям с 1850 по 1672 год. К тому же подсказал номер телефона сестры, и они теперь нашли друг друга.

– Помню ее родителей только по фотографиям, знала, что есть сестра, но никогда не была с ней знакома. Так получилось, что мы с ней параллельно увлеклись нашей родословной. Ее зовут Ирина, работает в администрации Советского района. Помимо этого, выяснила, что соседка с первого этажа – моя шестиюродная племянница. Ее мама, как и моя, по девичьей фамилии была Дударевой. Это как детектив, за ниточку дернешь – клубок начинает развязываться, и тебе так и хочется тянуть и тянуть, – говорит она.

Елена Фанисовна родом из Уфы, всю жизнь проработала на заводе «Оргсинтез», сейчас на пенсии, а потому свободного времени у нее много. В читальный зал ходит по понедельникам и средам, будь воля, она бы днями и ночами просиживала за документами, но надо провожать и встречать с тренировок внука, который занимается конькобежным спортом. Правда, напрягает дорога – из Черниковки до архива с пересадками добирается в среднем полтора часа.

Ее отец родом из Сарманского района Татарстана. Чтобы начать поиски, первым делом взяла у него справку о рождении, узнала, что его мать, ее бабушку, зовут Ганеева Хуснизиган Гарифитдиновна. Она рано умерла, и отец даже не помнил, как ее зовут.

– В Татарстане постранично продают доступ к информации, одна страница стоит 70 копеек. Когда надо, заказываю, они предоставляют доступ на месяц. А в Иваново, откуда родом муж, доступ ко всем документам стоит 30 рублей в час. В нашем архиве онлайн предоставляют только метрические книги, а вот ревизских сказок нет, а это ценная информация, – говорит она.

Онлайн предоставляются ревизские сказки и материалы Всероссийской переписи 1917 года, а с оцифрованными копиями метрических книг можно поработать в читальных залах архива.

…Пообщавшись в холле, мы проходим в зал. Сейчас как таковой очереди нет, наплыв наблюдается весной, когда приходят студенты, работающие над курсовыми или дипломными работами, а осенью, зимой относительно спокойно и записаться можно практически на следующий день.

Заведующий читальным залом Айрат Сафаргалин приветливо встречает каждого посетителя и всегда поможет, подскажет, с чего начать. Кстати, он тоже пришел в читальный зал впервые, когда увлекся составлением генеалогического дерева. Узнав, что есть вакансия, решил подработать и настолько увлекся, что оставил основную работу.

– Приходят люди с разным уровнем подготовки. Одни целенаправленно ищут что-то, другие не владеют полной картиной, есть только наметки, а третьи вовсе словно потерявшиеся котята – спрашивают и не знают, с чего начать. Конечно же, в таких случаях подскажу, – говорит он.

Советует начать поиск информации с переписи населения 1917 года, так как до этого записи велись старославянскими, старорусскими, старотатарскими шрифтами (метрические книги). Православные ищут по метрическим книгам, а вот с мусульманскими документами сложнее – они написаны на старотюркском языке, который способен понять даже не каждый языковед. Если нашлась информация, переходят на ревизские сказки, где можно получить более подробные факты о той или иной семье.

– Это сельскохозяйственная перепись 1920 года, заполненная Центральным статистическим управлением РСФСР, подворная карточка, куда записывали проживающих по этому адресу, национальность, членов семьи, количество живности во дворе. По ней можно судить, какая была семья. Мои предки – простые крестьяне, которые выращивали хлеб, пасли скот. В общем, работали и кормились собственным трудом, – рассказывает еще одна посетительница Светлана Галикеева.

Ее мама родом из села Кандры-Аминево (станция Туймазинского района). В первую очередь подробно все расспросила у матери, которая, правда, без энтузиазма поведала лишь несколько сухих фактов. Уже когда начала искать, Светлана узнала подробности: оказалось, что у ее родителей был общий предок 1762 года рождения. У него было шесть сыновей, которые разбрелись по близлежащим деревням и каждый завел большую семью.

– По одной линии мой дед, а по другой – бабушка в 1920 году поженились, и в этом браке родилась моя мама. Как известно, у мусульман немало фактов, когда даже двоюродные братья и сестры заводят семью, а здесь шло уже четвертое поколение. Мама знала об этом, но не рассказывала, почему – не знаю, – говорит она.

Ей было тяжело читать ревизские сказки и метрические книги мусульманской деревни, хорошо, что активно помогали переводчики. После долгих поисков удалось найти более сотни родственников, которые проживают в Казахстане, Белоруссии, Украине. Нарисовала генеалогическое дерево, упорядочила всю найденную информацию и в прошлом году в деревне собрала своеобразный слет, куда приехали около 50 родственников со всей республики.

Папа у нее белорус, поэтому, когда есть время, работает еще в международных архивах, где оцифрованные метрические книги находятся в свободном доступе на специальном сайте. Если зарегистрироваться, можно получить полный доступ ко всем документам. Недавно нашла предка, который был кантонистом при Николае I. Тогда детей погибших военных забирали служить в армию и вместо школы они ходили в учебные заведения, похожие на наши нынешние кадетские школы. По окончании они приравнивались к служащим и числились при каком-нибудь военном штабе.

– У нас рассказывали такую семейную байку, что прапрадед был военным при царе Горохе. В это мало кто верил, и считали сказкой, но сейчас этот факт подтвердился. Оказывается, он был иудеем и, чтобы остаться в армии, обратился в православную веру и крестился, – говорит Светлана. – Сейчас много информации о том, как и с чего начать поиски. Очень часто волонтеры штудируют метрические книги. Но если вы увлеклись составлением генеалогического дерева, советую начать с бесед с родителями и старшими родственниками. Чем раньше начнете, тем лучше, потому что все мы бренны. Когда началась пандемия, я приостановила свои поиски и сейчас очень жалею – потеряла троих родственников, которые могли бы поведать много интересного про мой род, про предков.

***
…Все рано или поздно возвращаются к истокам: кто-то в старости начинает искать родных, а кто-то, чтобы успеть найти больше информации, приступает в зрелые годы. Но пока не придет осознание, что тебе это надо и интересно, никого нельзя привести в читальный зал архива и заставить копаться в, казалось бы, скучных и нудных документах, которые на самом деле хранят много интересного и немало тайн…

Алина ГАРИПОВА.