Под надзором башни

Под надзором башни

Наше повествование о жизни южного уфимского склона, начатое в предыдущих номерах, мы завершаем рассказом об историческом квартале в районе Мусульманского кладбища и знаменитой водонапорной башни.

Собственно, именно с этой достопримечательности мы и решили начать новую поездку. Свернув с улицы Гафури, отправились в частный сектор, поднимаясь все выше и выше. И выбрались к Мусульманскому кладбищу, а за ним, на пригорке, показалось и здание башни. С первого взгляда она выглядит свежо – красные кирпичные стены, новая табличка с адресом – Алтайская, 4. Но если пройти за ограду и ступить внутрь, то можно столкнуться с обилием граффити, мусора и сгоревших досок.

Здание было построено в 1900-1901 годах, когда в Уфе появился водопровод. Вплоть до 50-х объект использовался по прямому назначению, а именно подачи воды населению, но затем там расположилась обсерватория Башкирского государственного университета. А к концу 80-х годов здание вывели из эксплуатации.

2_слобода.jpg

В прессе время от времени появляются разговоры о планах облагородить его к 450-летию города. Как сейчас модно говорить, сделать его новой точкой притяжения для уфимцев. За разъяснениями мы обратились в «Башкультнаследие».

- В прошлом году башню включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта регионального значения. Утверждены предмет охраны, границы и режим использования территории, - сообщили нам в ведомстве.
Проведенная экспертиза подтвердила ценность «водокачки» (еще один вариант названия постройки). Ее история отсылает к концу 19 века. Тогда инженер Кирпичников выполнил детальный проект водоснабжения города из Агидели. На месте водозабора были пробурены скважины. Для получения воды использовался метод естественной фильтрации, считавшийся на тот момент весьма прогрессивным. Нечто подобное, к слову, применялось в крупных городах Франции и Англии.

Водопровод предполагал снабжение не только обычных горожан, но и пожарных служб. Первую его очередь сдали 13 июня 1901-го, тогда же открыли и здание башни. Вода из Бельского водозабора, несмотря на совершенствование системы снабжения Уфы, использовалась вплоть до второй половины ХХ века. В то же время она до сих пор считается одним из первых технически сложных промышленных сооружений, связанных с водопроводом, на территории Башкортостана, относящихся к концу XIX – началу ХХ века.

- Согласно акту экспертизы объект культурного наследия сохранил свой исторический облик, а также композиционное решение и декоративное убранство основных фасадов, интерьеров, - объяснили в «Башкультнаследии».

Помимо всего этого башня является главной достопримечательностью в округе, отлично просматривается как со стороны железной дороги, так и со стороны местных улиц. А вот дальнейшая судьба здания пока не определена. Ее должен решить собственник – только что образованный Университет науки и технологий.
Что касается улицы, по которой расположена водокачка, то Алтайской она стала не сразу – ранее именовалась Кладбищенской, что, в принципе, неудивительно.

Рассмотрев башню и поразившись красивому, но несколько пугающему виду (склон довольно крутой), мы решили прогуляться по улицам частного сектора. Алтайская встретила нас безмолвием, а вот на Степана Разина уже началось некоторое оживление. Дело в том, что здесь находится Южный участок электрических сетей, и потому на горизонте постоянно мелькают темные куртки рабочих. А в продолжении улицы, предположительно получившей свое нынешнее название (прежнее – Крайняя) в 1924 году, после того, как появилась улица в честь другого предводителя народного восстания – Емельяна Пугачева, мы увидели ряд старых двухэтажных домов, чьи дворы причудливо переплетаются. Здесь сконцентрировано и немало современно облицованных построек – жилых домов и гаражей, в оформлении которых по примеру исторических объектов центра города хозяева используют элементы старых домов и заборов. На улице мы встретили Зиниру, проживающую здесь уже без малого семьдесят лет. Нам она рассказала, что за эти годы изменилось многое.

3_слобода.jpg

- Я училась в 35-й школе, - поделилась она. – И в то время (начало шестидесятых) сгорел целый ряд одноэтажных деревянных домов, потом эти земли выкупили, пошла волна новой застройки.
Уже в наши дни здесь появились обустроенная дорога, водопровод и канализация. Единственное, что не поменялось – красота и запах цветущей по весне сирени. Сама женщина рассказывает, что живет в родительском доме – мать и отец прибыли в эти места после Великой Отечественной войны. Считает, что землю им пожаловал сам Иосиф Сталин.

Пройдя немного дальше, мы попали на еще одну историческую улицу – Водопроводную. Название свое (которое, кстати, ни разу не меняла), как нетрудно догадаться, получила в честь первого уфимского водовода, который и брал здесь свое начало. Архивные документы свидетельствуют, что первые поселенцы начали строить свои жилища здесь в начале 1904 года, незадолго до начала Русско-японской войны. Сейчас от тех домов мало что осталось, однако на этом участке можно заметить некоторую преемственность в архитектуре – так, в конце улицы нами был замечен двухэтажный кирпичный особняк, напоминающий купеческую усадьбу начала прошлого столетия.

Но мы не могли не посмотреть и на то, как живет еще одна знаменитая улица старой Уфы – Трактовая. Для этого проехали до улицы Урицкого, которая плавно перетекла в Трактовую (разделение проходит после одноэтажного дома, служащего в наши дни магазином). Очень скоро наше авто изменило ритм хода, который стал более прерывистым – пошла легендарная брусчатка. К сожалению, из-за выпавшего снега мы не смогли оценить всю ее красоту. Но зато выслушали пару историй, связанных с ней.

- Где-то в 1965 году, когда я еще был ребенком, здесь ездили на лошадях, отбивали булыжник, ремонтировали дорогу, ставили новые камни, - рассказал местный житель Равиль Ишбулатов.

4_слобода.jpg

Вплоть до 70-х повозки вообще являлись в этой местности основным видом транспорта, автомобиль можно было встретить нечасто. На телегах возили продукты и другие товары.

Родители нашего собеседника приехали сюда в начале шестидесятых и, купив участок, обшили дом, переоборудовали подсобные помещения. Таким же образом поступили многие жители. Они признаются, что жизнь в частном секторе им нравится, тем более что центр города находится в шаговой доступности – совсем рядом Телецентр и Пушкинский рынок.

Кстати, на наш вопрос: «Как нам нужно правильно называть эту местность?» старожилы четкого ответа не дали. Этот фрагмент старой Уфы – еще не Нижегородка, но уже и не Центр. Поэтому местные и считают, что он как бы затерялся между «мирами».

На Трактовой нас в основном встретили деревянные дома, но все же мы заметили несколько каменных построек. Здесь издавна преимущественно жили рабочие, купеческих домов было очень мало. Почти при каждом хозяйстве располагалась кузница, а во время Великой Отечественной здесь организовали мастерские, где шили шинели для солдат. Форму сразу из цехов отправляли на вокзал, а уже оттуда она следовала на фронт. Потом предприятия успешно перешли на мирные рельсы: стали производить одеяла.
Да и сейчас этот микрорайон напоминает (хотя бы внешне) старинный мастеровой город. Может быть, еще и поэтому не торопятся убирать популярную у городских фотографов брусчатку. Это обширное пространство, переходящее в довольно продолжительную улицу Малая Трактовая и тянущееся чуть ли не до самой реки.

Антон СУХАРЕВ