Где рождается культура

Где рождается культура
Нам не раз приходилось бывать за кулисами театров, а вот что происходит в городских дворцах культуры, когда опущен занавес? Ведь именно в здешних кружках и студиях занимаются будущие знаменитые певцы, артисты, титулованные танцоры. А в Уфе есть даже собственный муниципальный Театр юного зрителя, где маленькие уфимцы начинают любить театральное искусство. Вот мы и решили побывать, так сказать, за кулисами городской культуры.

Почти шекспировские условия

- Мы больше так не будем!

Наринэ и Манюня окружили тетю Надю, и над сценой полились нежные звуки армянской колыбельной. После очередного чрезвычайного происшествия в семействах Абгарян и Щац на какое-то время восстановился мир.
Но голоса из глубины сцены реалистически констатировали:

- Будете!

Конечно будут! Будут лазать, где захочется, и пачкать платья, будут вносить неожиданности в процессы готовки и уборки, будут проводить страшные эксперименты с внешностью (ибо где вы видели девочку-подростка, довольную своей внешностью?), интересоваться, откуда появляются дети, дружить и вместе с бедовой сестрой Наринэ Каринкой искать приключений на свои головы, будут влюбляться - с разрушительными последствиями! А мы узнаем, что такое настоящая дружба и как это здорово, когда хотя бы в детстве ты окружен близкими и родными людьми: у Марии (Манюни) есть взрывоопасная, но любящая Ба и одинокий папа Миша, у Наринэ - всеми уважаемый папа Юра и строгая, но отходчивая мама Надя. И почувствуем, как на самом деле спокойно и дружно жили граждане нашей разнонациональной страны в эпоху СССР, красных галстуков и дефицита.

 В Театре юного зрителя идет последняя репетиция перед спектаклем «Манюня». Через час - премьера для новой исполнительницы роли Ба - Марии Ямалиевой. Музыкальный руководитель бдительно проверяет, как звучат песни, после чего монтировщики приводят сцену в первоначальный вид: здесь много деталей и неважных нет. У актеров есть немного времени на переодевание, грим и обед. Мария в шиньоне и бордовом платье - вылитая Ба, хотя по возрасту до Розы Иосифовны ей еще далеко, мужчины украшаются густыми армянскими бровями, а некоторые - залихватскими усами. Наталья Лысцова, которая играет Манюню, переодевается в платье, гольфы, обзаводится пышными рыжими кудрями. Хотя, как я скоро увижу, кудрей можно и лишиться (на время), а главное в героине - это характер!

И все это происходит в трех небольших гримерках (в одной мужской и двух женских), где могут одновременно готовиться к выходу до десяти актеров или актрис. Столики усыпаны аксессуарами, вдоль стен - вешалки с костюмами, они хранятся и в коридоре… Здание бывшей бойлерной из любительской студии уже давно превратилось в настоящий театр с профессиональными актерами, завлекательными афишами, фойе (здесь уже яблоку негде упасть - зрители собираются), гардеробом, буфетом и хорошим зрительным залом.

- Зрителям - по моим ощущениям - здесь вполне удобно, но как удается создавать такие прекрасные спектакли в здании, не слишком приспособленном для театрального творчества? Впрочем, шекспировский театр «Глобус» обходился минимумом декораций, занавеса тоже не было, а многие зрители смотрели спектакли стоя…

 - Мы довольствуемся тем, что у нас есть. Отсутствие штанкетной системы, которая позволяет быстро поменять декорации, провоцирует меня и художника создавать такое пространство, которое может быть и дачей, и горами, и квартирой, и двориком, - отвечает Полина Шабаева, главный режиссер театра. - Сценографию для спектакля делала Юлия Гилязева - главный художник Молодежного театра, заслуженный деятель искусств РБ, она сотрудничает с нами не в первый раз. (Заметим: ей эта задача удалась блестяще.) Кроме того, в наших постановках сцена как бы расширяется, захватывая и зрительный зал. Для каждой мы ищем оригинальные световые решения. Чего стоит один холодильник, ослепляющий героинь, решивших совершить на него ночной налет!

Конечно, сложность в том, что у актеров практически нет личного пространства для подготовки к спектаклю, а оно должно быть. Но у театра есть отдельное здание для швейного, бутафорского и столярных цехов - №19/2 по улице Баязита Бикбая, там же расположен репетиционный танцевальный зал.

А самое главное, что у нас есть - замечательный зритель. Весь этот сезон проходит на аншлагах. Спектакли идут в основном по выходным, иногда вечер пятницы захватываем, иногда работаем по два спектакля: если в субботу спектакль в 14.00 продан, а зрители продолжают идти за билетами, мы ставим в афишу еще один. Этот сезон для нас 11-й, и нас знают уже не только в Уфе, но и по всей республике, а также в других городах России. Наш коллектив - участник всероссийских и межрегиональных фестивалей, с каждого из которых мы привозим призы и награды.

- Как вам удалось этого добиться?

- Спектакли, над которым я работаю, в первую очередь адресованы человеку - и не имеет значения, какого он возраста.

- Я уже 10 лет живу театром и поняла одно: абсолютно неважно, где мне служить, - говорит ведущая актриса театра и исполнительница роли Наринэ Виктория Емелева. - Главное - чтобы люди, с которыми я работаю, были заинтересованы, включены в творческий процесс.

В нашем случае я вижу, как главный режиссер театра Полина Анатольевна Шабаева бережет свое дело, любит его и любит каждого артиста. Часто бывает, что в театр приходят молодые актеры, а работы для них нет. В ТЮЗе любой молодой артист получит свою порцию внимания, получит роль для того, чтобы развиваться и двигаться дальше. Если брать меня - мне кажется, что ни один режиссер не решился бы взять на роль Наринэ девушку ростом 175 сантиметров, которая вообще внутренне непохожа на эту героиню. Репетиции проходили очень непросто! Но труппа у нас замечательная. Я им доверяю, на сцене рядом с ними я могу быть свободной. Вот так мы все и притянулись сюда...

«С нашим тренером скучно не бывает!»


Мечтали ли вы когда-нибудь пройтись в «цыганочке», вскидывая плечами, притопывая, кружась и размахивая яркими разноцветными юбками? Танец «Очи черные» как раз сейчас репетирует старший состав ансамбля спортивного бального танца «Калинка» на сцене Городского культурно-досугового центра (который его обитатели продолжают именовать «Химиком»). Три пары кружатся в танце, старательно выполняя все фигуры, и кажется, что все получается… Однако тут возвращается ненадолго отлучившийся тренер, и замечания сыплются градом. Танец проходят еще и еще. А затем пышные юбки снимают и настает черед волшебной сальсы. Женщины танцуют в специальных туфлях с изящным каблучком (у них мягкая подошва, не стесняющая движений стопы). Шаги как будто специально получаются такими, что бедра кокетливо покачиваются, плюс изящные взмахи, переплетение рук, словно демонстрирующее глубину чувств… Видно, что танец хорошо отрепетирован. И все это проделывают не подростки, а взрослые люди 40-50 лет!



- Я начал заниматься танцами в «Калинке» еще в детстве, когда ансамбль базировался в ДК имени Орджоникидзе, - рассказывает один из танцоров - Николай Коврижин. - А на 45-летие коллектива нас - ветеранов ансамбля - снова позвали сюда, и мы разучили танец. И некоторые вернулись и остались, в том числе и я. Поняли, что мы хотим этого - и можем.

Вы удивитесь, но здесь есть и более старшая группа из четырех пар. И они завтра исполнят совсем не легкую композицию из движений вальса, фокстрота, чарлстона и квикстепа. Есть и начинающие 40-летние танцоры: оказывается, учиться танцевать вальс и самбу можно в любом возрасте!

Одним словом, заслуженный коллектив народного творчества РБ - народный ансамбль спортивного бального танца «Калинка» - может не только похвастаться большой историей, но и продолжает развиваться, притягивая новых людей, как магнит.

В недалеком прошлом пара Ольга Михайлова - Игорь Цвик представляла «Калинку» и страну на международных соревнованиях по бальным танцам, а в 1991 году стали руководителями ансамбля.

В кабинете Ольги Геннадьевны кубками за победы на конкурсах и турнирах занята целая стена.

 - У нас в семи группах занимаются около 150 человек от четырех до 65 лет, - рассказывает она. - Репетиции проходят три раза в неделю плюс отдельно хореография у станка, акробатика, общефизическая подготовка.

 - Какой турнир вам запомнился больше всего?

- Их было очень много! Москва, Дания, Италия… В Италии из-за жары конкурс начался не утром, а с заходом солнца и продолжался полночи, мы танцевали на открытой площадке с видом на море - это было потрясающе!
9-летний Тимофей Кузьмин и 10-летняя Есения Самсонова танцуют вместе уже пять лет, так что понимают друг друга с полувзгляда. Вчера у них был небольшой юбилей: десять побед на региональных турнирах. Такой целеустремленностью и умением работать с партнером в их возрасте обладают немногие. В том, как они рассказывают о своих планах и достижениях, нет ничего детского.

- Мы пришли на танцы в одно и то же время, подошли по росту, и нас поставили в пару. Тимофею было три года, а мне - четыре. Но это было в другом коллективе. Там нам дали все, что могли, и все же это было слабовато, - говорит Есения.

 - Искали дружный коллектив с сильными тренерами, которые разбирались бы во всех тонкостях и последних веяниях бальных танцев. Взяли пробное занятие здесь - и нам понравилось. Прямо захотелось больше тренироваться! - высказывается Тимофей.

По уровню мастерства участники турниров делятся на классы: H, E, D, C, B, A и мастер спорта международного класса. Сейчас ребята собираются перейти в класс D. Они уже танцуют медленный вальс, венский вальс, квикстеп в стандартной программе, самбу, ча-ча-ча и джайв - в латиноамериканской. Для перехода в более высокий класс в «Стандарте» нужно освоить танго, а в «Латине» - румбу, плюс более сложные фигуры в остальных. А уже для С-класса - максимального для их возраста - нужно владеть уже десятью танцами. То есть выучить еще медленный фокстрот и пасодобль.

 - Мы уже поставили связку на танго, ее нужно только повторять до хорошего уровня, - продолжает Тимофей. - Танго хорошо запоминается. И румбу начали учить, а вот новые фигуры для остальных танцев - еще повторять и повторять.

 - И чувствуется, что вам это нравится - даже «классика» у станка!

 - Да, потому что мы любим занимать призовые места. К тому же с нашим тренером Игорем Михайловичем скучно быть не может!

 - Интересно, что чувствуешь, когда выходишь на турнирную площадку?

 - Когда видишь другие пары, хочется показать себя как можно лучше и опередить других.

 - В турнирах могут участвовать не все: это довольно затратно, - замечает Ольга Михайлова. - Индивидуальные занятия платные. Недешево обходятся и костюмы: для маленьких танцоров - еще не так дорого, а платье для юниорки или взрослой исполнительницы бальных танцев, как правило, должно быть расшито камнями, стразами - иначе пара будет просто невыгодно отличаться от остальных - и стоит оно от 50 тысяч рублей. Зато в наших концертных программах могут принимать участие все, кто хорошо танцует.

 А вообще наш дворец замечателен тем, что здесь может найти себе занятие человек любого возраста. По субботам здесь устраиваются посиделки «За чашкой чая» для пожилых уфимцев (примерно 70-75 лет). Есть и дискотека для тех, кому за 50, и она очень популярна!

 Недавно на Международном хореографическом фестивале «Затанцуй!», где коллективы республики показали более 130 номеров, ансамбль «Калинка» взял Гран-при. И почему-то меня это нисколько не удивляет.

«Мне по сердцу пришлось кольцо»

Повиснуть вниз головой, держась даже не за перекладину, а за два длинных полотна, продемонстрировать немыслимую гибкость и потрясающую растяжку на столике, кольце и любом другом снаряде, удерживать равновесие на тонком железном прутике, стоя на одной ноге, или на руках, держась за две тонкие высокие опоры, или на плечах партнера, делая акробатический этюд, - все это умеют воспитанницы Образцового циркового коллектива «Сулпан», что располагается в Уфимской детской филармонии. Свою историю он ведет с 1970 года, и уже 30 лет учит ребят быть ловкими и сильными отличник образования РБ Наталья Ананченко.

 Сегодня с младшими группами занимается ее дочь Екатерина Ананченко: любовь к цирковому искусству - вещь заразная. Чтобы увидеть, как достигаются чудеса физического совершенства, мы отправились на тренировку коллектива.



…Первым делом – растяжка. Семь девочек от 7 до 12 лет (это отборная группа, в нее попадает не каждая воспитанница, а только те, кто старается, стремится осваивать новые элементы) садятся на коврики и разминают спину, «обновляют» шпагат - причем со специальной резинкой, которая обеспечивает сопротивление.

 - Назад прогнулись, девочки, носочки натянули, спинка прямая! - командует Наталья Евгеньевна. - Еще прогибаемся, еще, плечи держим ровно!

У многих шпагат получается даже не на 180 градусов, а больше! Затем мостик - мостик с упором на локти - «мексиканка» (ложимся на живот, ноги поднимаем вверх над головой) - кувырки - фляк (прыжок с переворотом назад)… Кстати, делается все это на новеньких матах, а отрабатывать номера теперь можно перед зеркалами.

 - Благодаря руководству филармонии и ее директору Геннадию Анатольевичу Мокшаеву мы занимаемся в отлично оборудованном зале, - замечает Наталья Ананченко. - У нас есть весь необходимый инвентарь, также недавно мы получили новые мощные колонки, и скоро в зале установят новые подвесы для колец и страховочных тросов.

А девочки начинают, как говорят в цирке, работать номера: воздушное кольцо, партерное кольцо (такое же, но стоит на опоре), полотна, эквилибр… Амалия Салихова и Диана Султанова показывают пластические этюды на столике: полушпагат, шпагат, «мексиканка» - но все это на небольшом пространстве, где надо удержать равновесие, а кроме того, продемонстрировать не просто элементы, а образ.

А сколько красивых элементов могут показать две гимнастки на партерном кольце, ведь оно еще и вращается! Вот Даяна Мусина и Арина Орловская симметрично зависли по обе стороны кольца, образуя замысловатую геометрическую фигуру, вот одна над другой - шпагат - головой вниз - поддержка - море возможностей! И никакого страха, на лицах - улыбки! Но эти две подруги уже освоили снаряд, а две другие только начинают - забираются на кольцо при помощи тренера, делают элемент, спускаются. А вот Амина Султанова демонстрирует полет на воздушном кольце - шпагат вверх ногами - висит, зацепившись за кольцо коленями!

Один из самых сложных (и новых) видов воздушной гимнастики - гимнастика на полотнах: здесь артистка должна все время держаться за полотно, встать или опереться просто не на что. Чтобы немного отдохнуть, можно замысловато обвязать полотнами ноги, но и тут расслабляться не стоит. Прогиб - разнообразные шпагаты - зависли параллельно полу - вверх ногами! А знаете, что самое сложное? Номер, где все трюки (будь то на кольцах, полотнах или еще на чем-нибудь) нужно выполнять синхронно. Требуется как следует потренироваться! Чем гимнастки и займутся на каникулах. Ведь 15 апреля будет цирковой Фестиваль дружбы, посвященный 10-летию Детской филармонии «УДФ приглашает друзей», на который съедутся цирковые студии со всей республики и где они должны блеснуть своим искусством.

- К этому дню мы готовим трио на полотнах, номер «Воздушная симфония» на музыку нашего композитора Наиля Шаймарданова - две девочки на воздушных и одна на партерном кольце, и воздушных гимнасток на бамбуке. Это эксклюзивный снаряд, на котором в Уфе работаем только мы. (Бамбук представляет собой длинный железный шест, подвешиваемый к потолку, с тремя небольшими перекладинами-опорами.)

 - Сейчас у вас занимаются только девочки. Почему?

- Для мальчиков нужна отдельная программа, заниматься в смешанной группе им нет особого смысла. Но вот по воскресеньям у нас - тренировка по жонглированию, это направление пользуется популярностью, и туда ходят мальчики.

Екатерина КЛИМОВИЧ