Эксперты Башкирии прокомментировали формирование реестра соцсетей в России

Эксперты Башкирии прокомментировали формирование реестра соцсетей в России

Напомним, формирование реестра соцсетей - очередной этап реализации закона от 1 февраля 2021 года о самоконтроле социальных сетей (№ 530-ФЗ).

Интернет-ресурсы, вошедшие в этот реестр, будут обязаны сами контролировать и нести ответственность за контент, размещенный пользователями на их площадках.

Нововведения в законе предназначены для оперативного удаления деструктивного контента - треш-стримов, призывов к суициду, насилию, цифрового буллинга и другого социально опасного контента.

Объемы деструктивного и противоправного контента в социальных сетях растут вместе с объемами информации, которые постят пользователи. Согласно мониторингу, около 43 миллионов россиян сталкиваются с такими публикациями либо сами состоят в сообществах, распространяющих подобную информацию (при этом пятая часть, 8,5 миллиона, — это подростки или дети). Это чуть меньше половины всех пользователей Рунета — в феврале 2020 года аудитория русскоязычного сегмента интернета достигла 96,7 миллиона человек (90 % заходят в сеть каждый день). Еще около 60 % россиян признают, что сталкивались с кибербуллингом (подавляющее большинство уточнило, что после этого испытывало неприятные эмоции).

В настоящий момент в реестр социальных сетей включены Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, Youtube, «ВКонтакте» и «Одноклассники».

При создании закона российские специалисты ориентировались на опыт зарубежных стан, в особенности опыт Германии, где такой закон и реестр действует уже несколько лет. Подобные системы также есть в Британии, Франции, с недавнего времени – в Турции.

Комментарии экспертов:

Кобыскан Александр Степанович, Доцент БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат филологических наук, профессиональный исследователь информационного пространства, медиаэксперт.

 С одной стороны, основной посыл, благодаря которому в своё время и создавался интернет – открытость и общедоступность информации. Это важно учитывать. С другой стороны, использование интернета в деструктивных целях имеет всё больший потенциал для дестабилизации общества. Этому порой способствует не только сознательная преступная деятельность пользователей сети, но и информационная работа новостных ресурсов в соцсетях и ведущих каналах визуальной коммуникации (интернет-сайты, видеохостинги и др.). Яркий пример – освещение сентябрьской трагедии в Перми, когда открыто публиковались фото- и видеоматериалы с места событий. Юный потребитель информации с неокрепшей психикой может воспринять это как раздражающий фактор, что в свою очередь способно подтолкнуть его к подобным действиям. Таким образом, наиболее верно говорить не о соцсетях как таковых, а о «кодексе поведения» распространителей информации.

Булычёв Евгений Николаевич, Правовед, Доцент БГПУ им. М.Акмуллы, Арбитр Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Член ученого совета и Руководитель отдела исследований проблем административного права Евразийского научно-исследовательского института проблем права, лектор РОЗ

Все больше сфер общественной жизни переходит в цифровое пространство. Сейчас сложно представить межличностную коммуникацию, государственное управление, коммерцию, образование и даже выборы без применения ИКТ. Вместе с этим всемирную паутину активно осваивает криминальный мир и нечистоплотные субъекты. Буллинг, "группы смерти", культ насилия, кибертерроризм, порнография, кибермошенничество, фишинг, фейки, спам, посягательство на интеллектуальную собственность, разглашение персональных данных и вмешательство в личную жизнь – стали новой реальностью и новыми вызовами обществу. Конечно же государство не может оставаться в стороне. Важным шагом в этом направлении стал Федеральный закон от 30.12.2020 N 530-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в котором закреплен механизм противодействия распространению противоправного или вредного контента. Представляется, что реализация положений данного законопроекта владельцами социальных сетей поможет сократить количество преступлений в сети "Интернет" и убережет наших детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. При этом, нельзя допустить, чтобы учрежденный в законе "институт самоконтроля соцсетей" не должен стать инструментом для подавления свободы слова в нашей стране.

Янгиров Азат Вазирович, Ректор Института развития образования Республики Башкортостан, Доктор экономических наук

Хотя звучат мнения, что ведение реестра не даст необходимого эффекта, на мой взгляд, эти нововведения позволят повысить ответственность за модерацию контента со стороны самих социальных сетей. Всем очевидно, что никаких ресурсов Роскомнадзора не хватит, чтобы отслеживать весь огромный вал деструктивной информации, генерируемый пользователями соцсетей. Очевидно, что нужно повышение скорости реагирования на появление подобной информации в связи с тем, что каждый день, каждый час нахождения деструктивного контента в открытом доступе ведет к его распространению среди всё большей аудитории, особенно – молодежи. Кроме того, можно ожидать, что и сами социальные сети усилят информационную и организационную работу со своими пользователями и будут ее реализовывать на более системной основе, своевременно не только удаляя запрещенный контент, но и блокируя пользователей, генерирующих такую информацию.

Нургалеева Светлана Анваровна, медиаэксперт, гражданский активист

В обществе должны быть сформированы и неукоснительно действовать внятные критерии, что именно является деструктивным, экстремистским, оскорбительным. Законодательство должно ориентироваться на данные критерии. Входят или не входят в реестр соцсети или интернетресурсы, где распространяется незаконный контент, - не столь важно. Общество вправе требовать самоконтроля от любого распространителя контента вне зависимости от принадлежности последнего к разного рода реестрам. Берёшься иметь дело с продвижением информации - отвечай за неё.