За что сектанты так любят Башкирию?

За что сектанты так любят Башкирию?

И почему участники различных тренингов сводят счеты с жизнью?

В последнее время это стало модным.

- Ты кто?

- Я – бизнес-тренер! – отвечает тщедушный молодой человек с хорошо подвешенным языком. Про таких говорят: «Что вода из водосточной трубы». Слова «карьера», «личностный рост», «бизнес-план» так и слетают из его уст. И все бы ничего, да находятся те, кто в эту галиматью свято верят, более того – после жесткого тренинга кончают жизнь самоубийством.


«Я просто не понял этой игры. Я понял жизнь». Понял и ушел. Эту предсмертную записку 31-летний Александр Дубинин написал, вскрыв себе вены. Осознав, что натворил, позвал на помощь, и его успели спасти. Однако через несколько часов его нашли повешенным. Родители уверены, что до такого состояния его довели в тренинговой компании «Выбор». Зомбировали так, что он уволился с работы и пребывал в какой-то нездоровой эйфории. И вот результат. А ведь у погибшего остался пятилетний сын, которого он воспитывал один.

Еще одна жертва подобных тренингов – 18-летняя студентка Алина Шамсутдинова. Она свела счеты с жизнью в заброшенном доме в Ново-Александровке. Жизнерадостная, активная, она окончила школу с золотой медалью и мечтала стать программистом. Но тренинг «переехал» и ее. Всего за четыре дня она дошла до состояния острого психоза.

- Такие тренинги – крайне опасны, считает уфимский сектовед Вадим Розенфельд. Уже больше года он борется с подобными компаниями.

- У нас страна крайне политизирована, - говорит он. – И на псевдопатриотических лозунгах сейчас каждый готов заработать свой кусок хлеба. В том числе и «Выбор». Здесь имеются все признаки секты. Например, культ лидера, вербовка, и самое главное - грубое воздействие на психику. Человека всячески пытаются отделить от реального мира, работы, семьи. Между тем, главная цель бизнес-тренеров – обогатиться. Первый этап программы стоит около трех тысяч, второй – около 20, а третий доходит до 70 тысяч.

В основе всего – грубейшая техника под названием «лайфспринг», запрещенная, кстати, в США после серии самоубийств. Суть ее такова: на протяжении 12 часов почти без еды и отдыха на человека обрушивается лавина информации. После чего наступает фаза торможения, и он становится восприимчив к любым лозунгам.

Популярный прием, который используется - так называемый «горячий стул». Вас сажают перед аудиторией, и специально подготовленные люди начинают задавать провокационные вопросы. Акцент ставится на недостатки. Внушается, что только здесь смогут помочь. Сейчас «Выбор» по-прежнему «в седле». Даже более – открыто предлагает программы для детей. При этом отрицают факты самоубийства. Мы проводили против них пикеты, республиканская прокуратура проводила проверки, но они работают и процветают. Мне известно еще о нескольких пострадавших, которые стали жертвами тренингов, один находится в психиатрической клинике.

- Скажите, есть какое-то противодействие этим вредным течениям?

- По большому счету это – прерогатива МВД, ФСБ и прокуратуры. Но они начинают работу, когда есть преступление. А здесь, как в наркомании, недовольных нет. Человек приходит, и он счастлив. В автобусах висела реклама «Союза творцов святой Руси», где крупными буквами написано: «Мы все перед богом равны». Это тоталитарная, известная секта, по деятельности которой написано много критики. А мы ее вешаем спокойно. На сегодняшний день я бы приравнял их к наркотикам и экстремизму.

- Какие тренинги вы считаете самыми опасными?

- В первую очередь, практикующий метод «лайфспринг». Он у нас был запрещен в 1996 году Министерством здравоохранения, тем не менее – процветает. Эту методику применяют «Выбор», «Новая жизнь» и «Спарта». Недавно я делал заключение для нашей мэрии. Они обратились в Управление по социальной защите населения с просьбой провести уличные акции, якобы в целях благотворительности. Мы предоставили подробную справку. Я был категорически против. Чем плох тренинг вообще?

В первую очередь, он - непрофессионален. Занятия проводят люди, которые сами недавно прошли его. Тренеры, «пройдясь по верхам», получают сертификат коучера – международный, с кодом, на английском языке. Правда, немногие обращают внимание, что печать там – обычной коммерческой организации. Нахватавшись элементарной психотехники, они только калечат человеческие мозги. Человеку уже не интересны семья, работа. Полюс ко всему прочему вырабатывается тренинговая зависимость. Кто же не хочет стать успешным? В основном туда идут молодые. Вначале они впадают в какую-то эйфорию. Но потом уже не могут адаптироваться в повседневной жизни. Когда заканчивается первый этап из трех, ему сразу же внушается: парень, все хорошо, но ты должен пойти на второй этап. Второй - более опасный, третий стоит очень дорого, и там на самом деле уже «сносит крышу». Люди все продают, берут кредиты и залезают в долги, чтобы оплатить заключительный этап. Уже возникает зависимость: бояться жить без тренинга. Затем появляется такая вещь, как психическая подчиненность тренеру.

Есть опасность, что нас просто захлестнет сектантская волна. Такие вещи всегда появляются в эпоху нестабильности. Люди ищут определенного утешения. К тому же на сегодняшний день наблюдаем кризис традиционных религий. Как бы мы их не поддерживали, тем не менее, авторитет православной церкви и традиционного ислама падает. Это я могу сказать как человек, четыре года проработавший руководителем миссионерского отдела Уфимской епархии. У сектантов к нашей республике повышенное внимание. Регион достаточно стабилен, а значит – место «хлебное». Ситуация напоминает финансовые пирамиды, которые в 90-е годы открывались повсеместно. На сегодняшний день под влиянием психотренингов находится до восьми процентов взрослого населения. Это много. Но обнадеживает то, что в прошлом году в Госудуме была создана рабочая группа, изучающая вопрос о юридической формулировке понятия «секта». Список нарушений, который позволяет определить организацию как секту, существенно облегчит процесс ее закрытия.

Сейчас в России около 80 крупных сект. Число более мелких - 2-3 тысячи. Число адептов колеблется от 600 до 800 тысяч. Все секты, которые представлены в стране, к сожалению, есть и в Башкортостане.

Старший помощник прокурора республики по взаимодействию со средствами массовой информации Гузель Масагутова: «В ведомство поступило заявление по факту самоубийства, вследствие чего мы инициировали психолого-лингвистическую проверку деятельности тренинговой компании «Выбор». По ее результатам будет вынесено процессуальное решение.

Руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел (преступлений, направленных против личности) следственного управления СК России по Башкортостану Виктор Гурьев: «В наш отдел подобные дела не поступали. Могу сказать одно: статья 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» – трудно доказуема. Такие секты и тренинги затягивают очень быстро, с последующей деформацией психики. Главное – не упустить момент и на начальном этапе вытащить своего близкого человека из этой трясины.

В пресс-службе МВД России по республике Башкортостан прокомментировали ситуацию так: «Если вы считаете, что ваши права или ваших близких нарушены, вы вправе обратиться в органы внутренних дел или иные правоохранительные органы для проведения проверки. Для этого нужно написать заявление в отдел полиции по месту жительства. По результатам проверки и будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела».
Автор: Ирина ШИПУНОВА.