Утоли мои печали

Утоли мои печали

Говоря о доброте, сразу вспоминаешь протоиерея Романа Хабибуллина, настоятеля Крестовоздвиженской церкви, чье служение подобно ежедневному подвигу. Еще в начале нулевых годов он открыл в Уфе первый и пока единственный постоянный приют для бездомных.

Утоли мои печалиГоворя о доброте, сразу вспоминаешь протоиерея Романа Хабибуллина, настоятеля Крестовоздвиженской церкви, чье служение подобно ежедневному подвигу. Еще в начале нулевых годов он открыл в Уфе первый и пока единственный постоянный приют для бездомных.

Как говорит отец Роман, при любой церкви постоянно толчется народ, в основной своей массе бомжи и нищие. Один просит еды, другой - медицинской помощи, многие - ночлега. Близость железной дороги увеличивает поток страждущих: у данной братии есть своя связь, по которой передается информация. Так как в здании при церкви были пустующие комнаты бывшей приходской школы, то бездомных начали пускать туда. Таким образом набралось сообщество, которое сегодня вылилось в приют для инвалидов.

- Поначалу нам приходилось тяжело: к нам приходили люди с темным прошлым и сложными характерами. Но в процессе общения изо дня в день мы учились смирению, преодолению гнева и возмущения. Важно понимать, что если человек делает шаг к Богу – это не случайно, ему обязательно надо помогать, - считает священник.

Чтобы приют не стал бомжатником, сочинили устав, выбрали старосту, приняли торжественное обязательство. При необходимости отец Роман восстанавливает нуждающимся документы, некоторых пристраивает в государственный приют, терпеливо обходя министерства, поликлиники и другие инстанции.

Судьба здешних обитателей приюта – самая разная. Есть бомжи по милости родственников, некоторые не могут начать новую жизнь после заключения, кто-то просто потерял веру в себя… Отбор проводит сам настоятель храма. Под внимательным взглядом отца Романа с просителем ведется беседа. Если первый экзамен будущий «братчик» выдержит, то следующие три месяца становятся окончательным испытанием новой жизнью.

- Поселиться при церкви –решение, на которое далеко не все идут, - объясняет отец Роман. – Человек, пришедший сюда жить, обычно отдает себе отчет: не на день-два поселиться, здесь нельзя пить, надо работать.

Сначала будущего члена братства поселяют в специальную изолированную комнату, пока человек не помоется и пройдет медосмотр. С местной поликлиникой у прихода заключен договор, по которому прихожане могут обследоваться и лечиться. После медицинского освидетельствования одиноких мужчин расселяют на первом этаже, семейных – на третьем. Незамужним женщинам жилье не предоставляется. Как выражается отец Роман, «все равно, что спичку около сена держать».

Работа приюта устроена так, что каждый отвечает за определенный сегмент жизнедеятельности. Например, документацией занимается инвалид, поднаторевший в общении с чиновниками. Он оформляет новому члену общины паспорт и другие официальные бумаги, терпеливо обходя все кабинеты.

Если испытуемый не сорвался и влился в ровное течение жизни коллектива, говоря по-религиозному, воцерковился, то уже по праву зовется братом. Кто не прошел испытания, вернулся к прошлому образу жизни, изгоняется из помещения. Новый «братчик» занимается работой, которая нужна, чтобы материально поддерживать общину. Жить на одну милостыню не получается, да и человек должен найти свое место в жизни.

- Бывает, что люди отсюда уходят?

- Да и с собой что-нибудь прихватят, - добродушно усмехается отец Роман.

Нарисовать радужную картинку не получается – исправить бывших уголовников, бомжей не так просто. Сдерживать греховные страсти, даже заставить работать людей, привыкших побираться или просто отнимать желаемое у других, сродни подвигу, ежедневному и монотонному.

- Не жалеете о своей участи, ведь по сравнению с другими крест ваш тяжел?

- В голову всякое приходит, - признается отец Роман, глядя на икону апостола Иакова Алфеева. – На то они и мысли, чтобы выбирать нужные, а малодушие, сомнение и уныние отгонять. В этом и суть духовной жизни.

Лет семь назад страна была поражена необычным явлением: на стекле, покрывавшем икону святого, отчетливо проступил его лик. Символично, что это был образ этого апостола из числе тех, которым Христос «дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь».
Автор: Зиля БАДРИЕВА.