Ученый рассказал, чем опасны высотки в Уфе

Ученый рассказал, чем опасны высотки в Уфе

Не превратится ли столица Башкирии в Помпеи?

Вдруг люстра пошла ходуном, а чашка с кофе задребезжала – примерно так описывали уфимцы случившиеся днем 26 октября толчки. Жители шести районов города обратились в МЧС. «За время моей работы это уже третье землетрясение», - сказал на оперативном совещании Ирек Ялалов, давший поручение коммунальным службам проверить наличие повреждений. На этот раз город обошелся без ущерба, но что ожидает его в будущем, не превратится ли он в Помпеи?

- Трясет нас постоянно, но люди ощущают сейсмоактивность лишь после 2,5 балла, что и мы наблюдали на днях, - объяснил кандидат географических наук, профессор БГПУ им. Акмуллы Ринат Фаткуллин. – Землетрясения нередки в Средней Азии, и их отголоски доходят до нас. Так случилось и с афганским, где наблюдались толчки в 7-8 баллов, при этом погибли люди.

Западная часть республики, ее столица расположены на Восточно-Европейской равнине, поэтому не стоит здесь опасаться природных катаклизм, успокоил ученый. Но все же рельеф под нами имеет свои особенности, и это надо учитывать специалистам некоторых отраслей.

Лет пятнадцать назад при строительстве автомобильного моста через Белую на трассу М5 он вдруг провалился, напомнил Ринат Абдуллович. При разборе происшествия выяснилось, что сваи были забиты в пустоты, и сооружение пришлось перестраивать.

- Под нами много таких пород, как гипс, доломит, известняк, которые легко смываются подземными водами, - говорит ученый. – Сейчас начали возводить высотки с применением современных технологий. По ним бурят сваи на большую глубину, чем обычно. Строителям необходимо помнить, что они могут попасть в карстовые пустоты.

Закономерно встал вопрос о подземном тоннеле под парком Лесоводов, который должен соединить две федеральные магистрали. Его начали 23 года назад, сейчас этот долгострой реанимирован. Проходка осуществляется в очень сложных геологических условиях, работы на отдельных участках ведутся на глубине больше 80 метров под землей. Специалисты проводят аналогию с самыми глубокими станциями московского метро.

- Объект был исследован на наличие геосейсмической опасности, поэтому выбрана такая технология, - сказал Ринат Абдуллович. – Тоннель необходим для уфимцев и хорошо, что получил второе дыхание.

Каждая местность имеет свои отличия, поэтому застройщики должны проверить участки земли, на которых будет развернута их деятельность, подчеркивает ученый. Так, метро в Санкт-Петербурге пролегло на большей глубине, чем в Москве - сказалась геологическая специфика.

- Помимо природных факторов, необходимо помнить и о вмешательстве человека, - продолжает профессор. – Добывая ископаемые, мы нарушаем земное равновесие.

Среди особенно разрушительных воздействий Фаткуллин называет строительство водохранилищ и бурение нефтяных скважин. Также антропогенным образованием являются карьеры вследствие добычи руды. В Учалинском районе, где развита горнодобывающая промышленность, они поражают воображение. Побывавший здесь знаменитый путешественник Юрий Сенкевич сравнил их с перевернутыми пирамидами Хеопса.

- Я считаю, что даже египетским чудесам далеко до нас, - говорит Ринат Абдуллович. – Сравните, башкирские котлованы уходят на глубину до 400 м, в диаметре около 2 км, а пирамиды высотой не более 145 м, а основание у них меньше километра.

Вот и получается, что над образованием карстовых провалов работает и природные процессы, и сам человек. Опасность увеличивают даже… домохозяйки. В состав сточных вод входят едкие составы, которую употребляют для мытья посуды, сантехники. По мнению доктора геолого-минералогических наук, профессора Рафила Абдрахманова, когда в Уфе не было обычной канализации и высоких строений, в год у нас образовывалась одна карстовая воронка, а сейчас – три-четыре. Оказывается, в обычной воде растворяется два грамма гипса, а в агрессивной среде в 5-10 раз больше.

- И все же нам бояться катаклизмов не стоит, - успокаивает Ринат Фаткуллин. – Но специалистам, особенно строителям, необходимо всегда помнить об опасности.
Автор: Зиля БАДРИЕВА.