О том, как Дему развернули

О том, как Дему развернули

Река порой совершает такие выкрутасы, что диву даешься. Вот эта склонность мотаться из стороны в сторону и стала причиной того, что реку «урезали».

Река Дема – водный поток, скромно прячущийся по соседству с более крупными собратьями – Белой и Караиделью. Однако те, кто побывал на ее живописных берегах, посидел с удочкой над заводями, навсегда сохранит в сердце этот уголок.

Начинаясь в степях, она к низовьям становится более полноводной и… вальяжной. Течет медленно, образуя широкую пойму, занятую заливными лугами. Становясь шире, образует много глухих заливчиков, течения почти не чувствуется. Острова сплошь заросли кустарником. Здесь река меняет направление с северо-восточного на северное и течет, сильно петляя в пределах своей пойменной террасы, порой совершая такие выкрутасы, что диву даешься.

Вот эта склонность мотаться из стороны в сторону и стала причиной того, что реку «урезали». Дело в том, что в 70-е годы XIX века с развитием экономики Урала появилась необходимость связать его с Поволжьем железной дорогой. В 1885-1888 годах построен и открыт участок до Уфы, а через два года – до Златоуста. При прокладке Самаро-Златоустовской магистрали пришлось возводить немало мостов через водные препятствия. Последний и самый длинный и трудоемкий – через Белую. А перед ним буквально в километре пришлось бы мостить еще один переход – через Дему. Дело в том, что старое устье реки находилось ниже по течению Белой – в шести-семи километрах. Река прихотливо огибала нынешний полуостров Козарез и вливалась в свою соседку возле Затона.

Вот русло и спрямили. Если посмотреть по карте – последний участок идет почти по прямой. А на месте прежнего – ряд живописных озер и старица Белой, отделяющая Козарез от материка и почти каждую весну вызывающая головную боль из-за перелива единственной дороги, ведущей в поселок.
Автор: Рустем ГУБАЙДУЛЛИН.