Сегодня архивариусы России отмечают свой профессиональный праздник

Сегодня архивариусы России отмечают свой профессиональный праздник

Именно в этот день в 1720 году Петр Великий подписал «Генеральный регламент или Устав» и положил основы организации системы архивного дела в стране. Мы побывали в Национальном архиве РБ, где соприкоснулись с миром артефактов и уникальных документов.

Более 400 тысяч документов, из которых особо ценных – 57165, а 42 внесены в Государственный реестр уникальных документов РБ и находятся на хранении в специальном сейфе. Это - родословная книга дворян, живших в Оренбургской губернии, ревизские сказки Стерлитамакского уезда, а также метрические книги Уфимского епархиального духовного управления.



- До революции это были актовые записи гражданского состояния, в книгах фиксировались рождение, венчание, смерть. Разводы среди православных случались крайне редко, в отличие от мусульман, и проводились только в самой епархии, - пояснила заместитель директора ГКУ «Национальный архив РБ» Гульнара Калимуллина.

Заведующая архивохранилищем Наталья Исламова бережно перелистывает метрическую книгу одного из старейших храмов Уфы – Спасской церкви. И где-то в середине увесистого тома мы находим запись, выведенную каллиграфическим почерком: 19 (31) мая 1862 года крещен сын Василия Ивановича Нестерова и Марии Михайловны, в будущем – выдающийся русский художник Михаил Нестеров.



Хранилище Национального архива занимает три этажа. Сотни полок, уставленные сверху до низу специальными коробами, необходимыми для соблюдения светового режима. Часто на них значится особая метка: данные перечеркнуты красным, это значит, что в коробе – особо ценные материалы.
Здесь нет труб центрального отопления, а современная вентиляция постоянно поддерживает температуру 17-19 градусов Цельсия. Так обеспечивается лучшая сохранность особо ценных документов. В 2018 году после капитального ремонта установлена и современная система автоматического пожаротушения.




В служебном лифте мы поднимаемся на следующий этаж и попадаем в уникальный отдел архивохранилища. В 1788 году Екатерина II учредила Оренбургское магометанское духовное собрание, что сделало Уфу центром мусульманской культуры России. И сегодня архив является единственным в стране хранилищем метрических книг граждан, исповедующих ислам, а это более 71 тысячи дел.

Особое искусство – читать и расшифровывать старинную арабскую вязь, в Национальном архиве это умеют делать 5 специалистов.




Отдел реставрации особо ценных документов напоминает мастерскую: кругом инструменты, специальные материалы, а в кастрюльке – клей, сваренный по особому рецепту. На столах с подсветкой находятся документы двухсотлетней давности с потрепанными краями. Но руки ведущего специалиста Раушании Баймухаметовой способны творить чудеса.

- Здесь тружусь семь лет: у нас очень интересная работа, сейчас расскажу и покажу, и вам тоже захочется попробовать, - с улыбкой говорит Раушания Талгатовна, показывая, как нужно аккуратно расшивать дореволюционные папки.



 На реставрацию, к примеру, попадают документы из хранилища, которыми часто пользуются в читальном зале, а значит, подвергаются большой нагрузке.

- После дезинфекционной камеры и соответствующей обработки ставим «диагноз» и начинаем «лечить». Обеспыливаем, расшиваем и работаем с каждым листочком. Где нужно - наращиваем, укрепляем, для этого есть микалентная бумага, в специальный клей при замешивании добавляется аммиак, он обеззараживает, и глицерин, который смягчает бумагу, - объясняет нам реставратор.
Так каждый листочек собирается вручную. Пройдет несколько дней, прежде чем отреставрированный документ полностью просохнет. Неспециалист, посмотрев на него, даже не догадается, что когда-то он был порван. Вот уже на очереди расчетные ведомости уездной комиссии: ее потрепанные края продолжают осыпаться при малейшем прикосновении.

Глядя на этот кропотливый труд, становится ясно, что реставрация архивных документов - сложная художественная работа.

– Чтобы сохранить документ на долгие годы, нужно не только его отреставрировать, но и сократить доступ к оригиналу. – Для этого мы делаем электронные копии, - поясняют нам специалисты Центра оцифровки.

За большими сканерами - Филюс Гизетдинов и Мария Михайлова. Они ловко перелистывают страницы старинных книг и делают их снимки.



Оцифровка особо ценных документов Национального архива РБ ведется с 2008 года. В 2017-2018 годы были закуплены четыре планетарных сканера. В результате увеличилась скорость оцифровки и улучшилось качество.

– Сколько документов оцифровываете в год? – интересуюсь я.

– Зависит от их сложности. В среднем 6000 дел. Видите, процесс небыстрый. Книги надо открывать, перелистывать, расправлять листы и так далее. Все это занимает время. В планах внедрить Единую информационную архивную систему, которая позволит заказать и получить онлайн любой документ. Важный шаг в этом направлении – проект «Башархив».

Впервые в открытый доступ выложили более 5,7 тысячи документов – материалов сельскохозяйственной переписи 1917 года по Уфимской губернии. Это грандиозный подарок для тех, кто интересуется историей своей семьи. В дальнейшем в «Башархив.рф» планируется включить и другие исторические документы. В прошлом году сайтом воспользовались более 80 тысяч человек.




В отдел исполнения запросов ежедневно приходят жители республики с самыми разнообразными просьбами.

- В прошлом году было исполнено более 37 тысяч запросов. Из них около 3000 - тематические, исторические, имущественные, все остальное – предоставление архивных справок о трудовом стаже, заработной плате и переименовании организации, необходимых для начисления пенсии. Небольшая часть обращений связана с данными, необходимыми для награждения. – объясняет начальник отдела Светлана Тайчинова.



Начальника отдела использования и публикации документов архивного фонда РБ Зуфара Гатиятуллина без преувеличения можно назвать главным специалистом региона по составлению родословной. Именно он возглавляет жюри республиканского конкурса «Шежере».

- Интерес к своим предкам, к генеалогическому древу семьи возрастает с каждым годом. У нас даже образовалась очередь на их составление. 70% посетителей нашего читального зала -исследователи-любители, работающие над своей родословной, - отметил он.

- С какими основными трудностями сталкиваются при составлении шежере?

- Метрические книги Оренбургского магометанского духовного собрания велись на старотюркском языке. К счастью, у нас есть молодые кадры, которые умеют читать арабографичные тексты – они занимаются исполнением генеалогических запросов, составляют родословные гражданам.
В среднем на составление одного древа уходит не менее двух недель кропотливой работы. Но гуру шежере советует начинать ее с устных источников.

- Проще говоря, с бесед с бабушками, дедушками и другими старожилами своего рода. На этом этапе можно получить информацию, которую вы не найдёте ни в одном архиве. Например, привычки, внешний вид, манера поведения предков, факты биографии, яркие черты характера… Заодно можно установить место рождения, регистрации, место погребения. Эти сведения потом в известной степени могут облегчить поиски в архивах, - объясняет Зуфар Габитович.

Следующий этап - сбор документов. Его следует начать с уточнения населённого пункта, то есть установить уезд, волость, куда относилось, допустим, село в досоветское время. Ещё один источник - документы администрации сельского поселения. С конца 1930-х годов в каждом из них велись похозяйственные книги. А по некоторым сёлам они сохранились с 1935 года. В них указаны состав семьи, фамилия, имя, отчество, место работы, возраст каждого члена семьи на каждый год, состав имущества... После этого я бы порекомендовал поработать в архивах местных загсов.

Немного истории

Решение о создании Уфимского отделения Главархива РСФС было принято 11 августа 1919 года. Этот день считается днем рождения Национального архива РБ.

В Уфу в качестве уполномоченного приезжает выпускник Петербургского университета, революционер, публицист Борис Абрамович Гинзбург-Кольцов (1863-1920), который и становится первым директором Губернского архива. Ему пришлось столкнуться с немалыми сложностями, к примеру, с поиском помещения. «С начала сентября 1919 г., вследствие пребывания в городе штаба Востокфронта и ряда воинских частей, больших трудностей стоило достать для канцелярии хотя бы какое-нибудь помещение, — писал в отчете Борис Гинзбург. — Оно наконец найдено, но не вполне удовлетворительное — частная квартира, без мебели. Денег из Москвы не присылали. Невозможно нанять служащих, приобрести дрова. Рост цен в Уфе. Начали перевозку и разбор «архива Губернатора, как наиболее угрожаемого (все документы этого архива свалены в подвальной кухне и на сеновале)».



- Главная задача в тот период – сохранить материалы от хищений и разгромов, а также выявление местонахождения архивов дореволюционных учреждений, разбросанных по всей Уфе, - пояснила Гульнара Тимерьяровна.

В то время архивные документы продавались на рынке и использовались обывателями как топливо и как оберточный материал. Урон нанесли и «макулатурные кампании». Так некоторая часть документов была безвозвратно утеряна.

Коллектив первых архивистов насчитывал не более пяти человек, а задача перед ними стояла колоссальная.

Сегодня Национальный архив занимает шесть зданий. Одно из старейших – памятник архитектуры 1838 года - архив присутственных мест по улице Александровской, 2, ныне архивохранилище №2 (ул. К. Маркса, 4).

В это здание переехали в 1967 году. В Национальном архиве 106 человек. Сеть муниципальных архивов насчитывает 63 отдела. После реорганизации Центральный архив общественных объединений и Центральный исторический архив РБ в 2015 году объединены, а в январе 2018 года к главному архивному учреждению республики присоединена Книжная палата РБ.

Альфия ИБРАГИМОВА.

Фото: Рита ИШНИЯЗОВА.