Подкова, орел и кошачья лапа

Подкова, орел и кошачья лапа
«Кирпичный завод братьев Лаптевых в Уфе, Нижегородка, телефон №163, на котором вырабатывается красный и белый кирпич, принимает заказы из огнеупорного кирпича для фабрик, пароходов, железнодорожных мастерских для разных систем печей и разными фасонами. Работа производится машинами. Принимаются заказы в квартире Климентия Артемьевича Лаптева, телефон №8, и Виссариона Артемьевича Лаптева, телефон №118».

Такое объявление можно увидеть в Музее полярников им. В. Альбанова, куда герой нашей статьи принес на выставку часть своей коллекции. Что это за коллекция? А знаете ли вы, что не только каждый уфимский особняк и доходный дом имеет свое неповторимое лицо, но и каждый кирпич, из которых он сложен, обладает, так сказать, фамилией и может немало рассказать о жизни нашего города? Расшифровкой «фамилий», то есть клейм на дореволюционных кирпичах увлекся уфимец Денис Сабиров.




- Почему надо было клеймить кирпичи?

- Каждый производитель, как и сейчас, рекламировал свой бренд, и не только кирпичи. Помните такие строки: «Конфеты были Ландрина, а спички были Лапшина»? Так можно было выявить недобросовестных изготовителей. Чьи кирпичи встречаются чаще, кто выпускает больше – тоже было видно, думается, эта информация представляла интерес и для налоговых органов. Клеймить начали с середины XVII века, а в XVIII-м это стало одним из обязательных требований Архитектурной экспедиции. Сначала использовали изображения животных, потом фамилию владельца «сообщала» первая буква его фамилии. У меня есть такой кирпич - с буквой С (Слепушкин) в виде подковы. Затем одной буквы стало недостаточно… Государственные кирпичные заводы помещали на свои изделия рельефное изображение двуглавого орла: при Николае I - в четырехугольной рамке, при Александре II – в круге, при Александре III – в овале.



- Как вы стали коллекционером?

 - Случайно. Пошел в подвал - а мы тогда жили в старинном доме дореволюционной постройки, еще наличники резные сохранились - и увидел необычный кирпич: с клеймом, да еще с номером - №1. Заинтересовался. Стал бывать там, где сносят старые дома, познакомился с «коллегами» - нас называют брикхантерами, с краеведами. Они помогли найти сведения о тех, кому принадлежало то или иное клеймо. Одним из первых, с кем я познакомился, был петербургский коллекционер Владимир Смирнов – он оказался просто кладезем информации! Еще бы: у него около 3000 кирпичей. И все оцифровано, каталогизировано, можно найти данные о любом производителе. Мне тоже пора этим заняться. Сейчас я уже свободно общаюсь с единомышленниками из многих городов России, ближнего зарубежья, даже из Венгрии. Если кто-то находит кирпич с необычным «товарным знаком», он сразу выставляет находку в сеть, и все начинают обсуждать, делиться информацией…



Кстати, кроме кирпичей Денис собирает и другие красивые артефакты из старых домов: шпингалеты, дверные ручки, щипцы для снятия нагара со свечей… Все это также можно увидеть в Музее полярников. (Кстати, объявления из старинных газет предоставлены другим известным коллекционером Игорем Даниловым.)

От Ливорно до Японии


- А откуда у вас продукция иностранных производителей? «London», «Reiss», «Bornholm», «Ramsay», «Фуксъ»…

- Из разных мест, но многие - из Питера. Город рос очень быстро, и, видимо, собственных кирпичей просто не хватало. Английские, шведские, датские - все оттуда. А также «Яковлев», «Васильев», «Елисеев», «Мойка», «Нева», «Ижора»… «RAMSAY» - английский огнеупорный производства фирмы G.H.Ramsay and Co. «D.Ch.F. Borholm» - датский огнеупор (в Дании есть остров Борнхольм). Огнеупоры для промышленных печей делали и у нас, но их, видимо, все равно не хватало. А «London» - думаю, подделка, чаще всего этим занимались на Волыни (сегодня - Житомирская область). «Polturak», «Reiss», «Роман Потоцкий» с православным крестом - все из Львова: когда-то - с 1775 по 1918 год - город был частью Австро-Венгерской империи, а потом по итогам польско-украинской войны был присоединен к Польше.

  Есть у меня и артефакт производства США, фирмы «Кларксонъ и Ко» - она работала во Владивостоке. Есть японский - скорее всего, сделан в Китае во время японской оккупации, которая началась в 1931 году.

  - А этот, из Ливорно - тоже петербургский?

- Нет. Он найден в Таганроге. Российская империя торговала пшеницей со многими странами. Суда, приходившие за ней, в качестве балласта нередко везли в трюмах кирпичи, которые затем обменивали в наших портах.

  - Как все это попадает к вам?

  - Иногда покупаю, а в основном мы с коллегами обмениваемся. Петербургским коллекционерам в этом смысле повезло: у них большие обменные фонды. Я же свой фонд создал, когда сносили дом Ляховых на Коммунистической. Сначала там нашел один кирпич со «смайликом»: «серпом» и точкой. Потом, когда над домом уже работал экскаватор, собрал их сколько смог, и оказалось, что тот рисунок не единственный: всего оказалось шесть вариантов. Это клеймо заинтересовало многих, и так я создал свой обменный фонд. Производителя, которому оно принадлежало, пока установить не удалось. Если б это было какое-то родовое клеймо, тамга, оно всегда имело бы один и тот же вид.

  - Что еще интересного вы узнали?

  - Теперь я помню все названия губерний Российской империи. Например, Терская область - знаете, где это? Сегодня она разделилась на несколько северо-кавказских республик. Оттуда - например, из Беслана - мне прислали интересные кирпичи с арабскими цифрами, обозначающими годы по мусульманскому лунному календарю.
Клейма XIX века удивительно разнообразны: звезда с 12-ю лучами и шестилучевая, корона и оттиск, напоминающий царскую шапку, загадочный знак в форме то ли птицы, то ли самолета, клеймо в виде усов «а-ля Пуаро», буквы «С.Н.» в окружении «сердечек», загадочные рисунки, будто нарисованные птичьей лапой, армянский и опять-таки арабский шрифт-коллекционер даже собирается начать изучать арабский. Есть кирпич с «кошачьей лапкой» и собачьей - так получалось, когда на сырец наступала кошка или собака. Причем кошачий «автограф» был «счастливым», и его отправляли на стройку хорошему заказчику, а собачий - наоборот, считался обещанием «собачьей жизни». И просто годы изготовления, сегодня говорящие нам о многом: 1905, 1914, 1922… Естественно, после революции клеймение в основном прекратилось, ставить товарные знаки продолжали только небольшие частные артели. А потом НЭП закончился…

  - А это что за «Е» с короной? Завод Екатерины II?

  - Нет, Елисеева. Возможно, он был высокого происхождения.

  - От чего зависит цвет кирпича? Я не знала, что он может быть белым…

  - Прежде всего от глины, которая может быть красной, розовой, желтой, белой, даже голубоватой. Вот украинские кирпичи - желтые. «Морковный» цвет может свидетельствовать и о том, что кирпич недожжен, ведь строго определенных температур в «кирпичных сараях» не выдерживали. Бывает и пережженный кирпич: если из красной глины, он становится темным. Вот, например, пережженный «У.Т.З.». При ударе он прямо звенит. Однако такое изделие, если не развалится от слишком высокой температуры, становится более прочным.

  Чтобы получить огнеупоры, в глину добавляли кварц (кварцевый песок), магнезит, шамот – это тоже влияет на цвет. А уж с современными добавками он может быть почти любого цвета.

Короли кирпича

- А теперь перейдем к уфимским производителям…

  - В конце XIX - начале XX века Уфа переживала строительный бум. При этом, как отмечают краеведы П. Егоров и А. Чечуха, деревянные дома продолжали преобладать над каменными: считалось, что жить среди камня не так уж полезно для здоровья, поэтому уфимские богачи предпочитали деревянные, крытые железом особняки. Склады внутри усадьбы были из кирпича. Тем не менее строились доходные дома, учреждения, и кирпича требовалось много. Могу добавить, что уфимские могли быть, как видите, довольно солидных размеров, но в этом смысле они все-таки «отстают» от своих собратьев из Бирска и Николо-Березовки, где я, конечно, побывал.

  С 1898 по 1915 год в уфимских адрес-календарях значится около 33 заводов - «кирпичных сараев», как их тогда называли. Но я думаю, что их могло быть и больше. Вот кирпич «Шашинъ и Шубинъ. Уфа. Нижегородка» - изящные буквы, четкое клеймо вдавленное, а не выпуклое… Хорошо, что я нашел его в печи: иначе отмыть от раствора было бы трудно. Из кирпича Ивана Николаевича Шашина и Николая Александровича Шубина построен в 1889 г. вокзал станции Златоуст. Всего в Нижегородке было около 10 заводов. Также они располагались на Сутолоке и в Золотухинской слободе.

  А вот изделие братьев Лаптевых. Их завод строительного и огнеупорного кирпича был основан в 1900 году и первоначально фигурирует в списках как принадлежащий Михаилу и Климентию Лаптевым. После 1909 года он значится как собственность то одного, то другого, но скорее всего оставался под управлением К.А. Лаптева. Как видно из объявления, в деле участвовал и третий брат - Виссарион Лаптев, однако есть данные, что он вскоре переселился в Челябинск. Михаил и Виссарион были также лесопромышленниками. За поддержку монархии и белого движения (Климентий Артемьевич, например, был первым председателем Уфимского губернского отдела Союза Русского Народа) Климентий и Михаил в 1919 году были расстреляны.

  Заводы Лаптевых (22 рабочих, простой и огнеупорный кирпич на 7,6 тыс. руб.) и дворянина Павла Павловича Подашевского (30 рабочих, продукции на 9,9 тыс. руб.) были, пожалуй, самыми крупными.

  Еще одно известное имя и клеймо - «М.Н.О.»: Михаил Николаевич Облецов, двоюродный брат Михаила Васильевича Нестерова. «Я.В.П.» - тоже уфимец: Яков Васильевич Попов.

  Ну а «№1», который я нашел самым первым – с завода Никиты Капитоновича Кузнецова, поскольку встречается также совместно с надписью «КУЗНЕЦОВЪ УФА». Есть кирпичи с клеймом «С.М.Лазарева» (Степан Михайлович Лазарев). Также простой кирпич и жженую известь выпускал завод Михаила Семеновича Ларионова («45 рабочих, локомобиль») в деревне Глумилиной.

  «У.Т.З.» - товарный знак уфимской тюрьмы, где выпуск кирпичей был одним из самых доходных видов работ. Заключенные получали за работу сдельную плату. В 1898 году завод произвел 650000 шт. кирпича и реализовал продукции на сумму 3934 р. 70 к. 273450 штук оставлено на постройку непрерывно действующей печи системы Гофмана. «С устройством в настоящем году Гофманской печи производство кирпича будет доведено до одного миллиона и значительно удешевится, благодаря тому, что дров для обжига кирпича потребуется на 50% меньше» - ожидало тюремное начальство.

Постоянным заказчиком УТЗ была строящаяся Самаро-Златоустовская железная дорога.

  - Кирпичи с клеймом «У.Т.З.» действительно встречаются, пожалуй, чаще всего, - заключил мой собеседник.

  И сколько неповторимых, выложенных с истинно дореволюционной беспечной роскошью, прихотливо украшенных зданий того самого «кирпичного стиля» возникло благодаря всем этим заводчикам! Ну и, конечно, фантазии архитекторов. Недаром же именно в таком стиле возведен и «Аксаковский дом», где располагается образчик истинно столичной культуры - Театр оперы и балета. Как бы хотелось, чтобы все исторические дома, дожившие до сегодняшнего дня, сохранились!

  - А о чем вы мечтаете? - спрашиваю я коллекционера.

  - О московском кирпиче с двуглавым орлом. Один «орел» у меня есть, но их много видов, рисунок сложный, и в хорошей сохранности они попадаются редко. Да и отчистить от раствора будет трудно. Кстати, плоскость кирпича называется «постель», длинное ребро - «ложок», короткое - «тычок». На московских кирпичах клеймо чаще ставили на ложковой части.

Екатерина КЛИМОВИЧ.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ