Виноград уфимской селекции - «Находка Стреляевой» и другие…

Виноград уфимской селекции - «Находка Стреляевой» и другие…

…Посмотрев на грядку с торчащими веточками, и не скажешь, что это будущие плодовые деревья – 20-30-сантиметровые ростки, привязанные к деревянным колышкам, были посажены только прошлой весной. Но через пару лет виноградные лозы разрастутся, зацветут вовсю и будут радовать темно-синими, фиолетовыми или зелеными плодами.

– Мы не нацелены на продажу. Наша задача – выведение новых сортов и их изучение в местных климатических условиях. Реализуем только то, что остается после обследования: лишние саженцы, остатки плодов. А еще никогда не выезжаем на ярмарки и торговые точки. Если и забирают, то только отсюда, – говорит руководитель Кушнаренковского селекционного центра БашНИИ сельского хозяйства Наталья Старцева.

Питомник создан в 1926 году: супруги Стреляевы прибыли в Кушнаренково из Москвы для развития центра по изучению плодово-ягодных культур в условиях Урала – зоны рискованного земледелия. Лидия Николаевна еще студенткой увлекалась разведением винограда, привезла несколько саженцев солнечной ягоды и в Кушнаренково. Почти 60 лет жизни она отдала этому делу, вывела сорта винограда «Башкирский изумруд», «Башкирский ранний», «Юбилейный». Сорт «Александр» был назван в честь погибшего на войне единственного сына. Кушнаренковские виноградники всегда были образцовыми и по их примеру организовали плантации во многих районах республики, черенки отправлялись не только в российские регионы, но и за рубеж.

– Стреляевой не стало в 1987 году, после нее незавершенные дела довела преемница Нина Васильевна Майстренко, а сейчас – я. Чтобы изучить характер плода, вывести гибрид и, как новый, проходит немало лет и частенько начатое дело заканчивает уже другой селекционер. Тут важна преемственность, – говорит Наталья. – От скрещивания до регистрации может уйти до двадцати лет.

Начинается все с искусственного опыления. Как только формируются бутончики, цветочную гроздь двух скрещиваемых сортов изолируют, поместив в светопропусающий полупрозрачный пергаментный мешок. С началом цветения с обоих собирают пыльцу и материнский цветок (тот, с которого впоследствии соберут семена) опыляют отцовским.

– По опыту Лидии Николаевны, в качестве «мамы» выбираем французские сорта – они неприхотливы, ягоды сочные и сладкие. А пыльцу для опыления собираем с морозоустойчивых, алтайских. Процентов на 70-80 плоды берут характеристики материнского сорта, – поясняет селекционер.
Она начала работать в питомнике в 2013 году после окончания Кушнаренковского сельхозтехникума. Родом из Шаранского района, вышла замуж за местного и обосновалась здесь. Начинала рабочим – пропалывала, убирала сорняки, поливала, через полгода перевели в лаборанты и тут она увлеклась селекционированием. Всегда была в помощницах у научного руководителя Майстренко, которая занималась виноградником после Стреляевой. Внимательно следила за каждым действием наставника – научилась скрещивать, вести дневники наблюдения, правильно оформлять характеристики. «Со спокойной душой оставляю тебе наследие Лидии Николаевны», – сказала ей Нина Васильевна, уходя на пенсию. И вот уже почти десять лет Старцева – хозяйка в главной виноградной долине республики.

– В этом году нет скрещиваемых гроздьев из-за продолжительных дождей, вообще от погоды зависит многое, все-таки не зря эту ягоду называют солнечной: сколько ни «добавляй» зимостойкости, все равно родные характеристики берут свое, – говорит она, пока направляемся в питомник.
Осенью со скрещенных гроздьев собирают плоды и отделяют семена. Весной их высадят: сначала в теплице, а через год в открытый грунт. На третье или четвертое лето кустарники начнут плодоносить, а тем временем селекционер фиксирует в журнале состояние, поведение, приживаемость каждого кустарника, описывают состояние листьев и до вкусовых характеристик ягод. Хорошо разросшиеся кусты со сладкими вкусными ягодами наблюдаются в течение трех сезонов, а затем черенкуются. Менее удачливые, не пригодные для изучения реализуются среди населения, а те, которые во вкусовых качествах взяли больше «отца», а в приживаемости от «матери» и вовсе утилизируются. Порой им звонят и жалуются, что не прижился купленный у представителя питомника виноград. Это недобросовестные частники прикрываются именем селекционного центра, а покупатели даже и не подозревают о подвохе, ведь про их питомник слышали все.

Из черенкованных кустов появляются первые гибридные плоды будущих сортов.

– Эх, неурожайное лето в этом году – пропадает чуть ли не половина плодов: из-за дождей цветочки не успели опылиться. А вот прошлым летом была благодать, – сокрушается Старцева, показывая на полуосыпавшиеся грозди. – На моей памяти еще не было такого урожая, как в 2021-м.
Как выяснилось, прохождение селекционной экспертизы и получение сертификата на патент само по себе целое приключение и может занять 7-10 лет. Так, например, «Находку Стреляевой» Наталья отправила еще семь лет назад, но заключения нет до сих пор.

– Это была моя первая отправка, а потому не знала, что надо следить за каждым шагом посылки, – говорит она.

Тогда по неопытности она не отследила маршрут и узнала, что черенки потерялись почти через год, когда из сортоиспытательного центра позвонили и сказали, что у документов истекает срок, а черенков нет. Как оказалось, сначала черенки просто не забирали с почты, а потом хранили неправильно и они испортились. Пришлось экстренно выращивать новые саженцы и отправлять в Судак (именно там и еще в Астрахани проходит государственное сортоизучение и сортоипытание винограда). Старцева надеется, что в этом году наконец-то они получат сертификат и патент на «Находку Стреляевой», выведенный Ниной Майстренко.

Так же на испытании находится и сорт «Кушнаренково», который отправила только два года назад.

– У Лидии Николаевны была Нина Васильевна. Все, что вывела основательница, довела и документально оформила преемница. За Майстренко пришла я – ее незарегистрированные сорта перешли по наследству мне. Только вот у меня нет преемницы, кому могла бы со спокойной душой оставить питомник. Хоть это и деревья, но каждое из них я знаю, как говорится, налицо, и они мне словно дети, – признается Наталья.

Молодежь, хоть и выбирает иногда сельское хозяйство, но не очень любит работать на полях. Когда появляются вакансии, звонят, спрашивают, офисная ли работа, а узнав всю тонкости, теряются. Сейчас в питомнике трудятся 19 человек, это и научные сотрудники, и простые рабочие. Идут в основном за официальным трудоустройством, соцпакетом. Но Старцева все же надеется, что появится и у нее увлеченная селекцией преемница.

Алина ГАРИПОВА.

Кроме винограда в центре изучают и такие плодовые, как смородина, яблоня и груша. Также есть и специалист по нетрадиционным культурам – жимолость, облепиха, актинидия. Если раньше занимались только изучением, то пару лет назад начали секционирование клубники.