Уфа – мечта для европейского проектировщика

Уфа – мечта для европейского проектировщика

Габриэле Филиппини считает, что городу стоит задуматься над комфортом пешеходов.

Небоскребы Тайбэя и Гонконга, скульптуры Зураба Церетели – все это хорошо, но качество городской территории современные европейские проектировщики оценивают и по другим параметрам.

Об этом в своей лекции «Архитектура как инструмент социальных перемен» рассказали основатель Нового института урбанистики Италии Габриэле Филлиппини и ландшафтный архитектор-пейзажист Ольга Москвина. Ресурсы для повышения комфортности среды они искали в Москве, исследуя квартал, ограниченный Садовым кольцом и Новым Арбатом (то есть Волхонку), а также в Уфе.

- Озелененность – это козырь российских городов: в европейских исторических центрах деревьев на каждой улице нет, цветы вывешивают в вазонах. На Волхонке и в Уфе с этим все хорошо: по общему количеству древесных насаждений Уфа благодаря поясу лесов вокруг занимает ведущее место в стране. Далее - качество воздуха, наличие в нем вредных веществ, проветриваемость и водопроницаемость поверхности. Где есть почва, она фильтрует воду, и та хотя бы частично очищается. А если вся поверхность покрыта асфальтом и плиткой, это вовсе не плюс: все осадки, вся грязь превращаются в пыль, тяжелые металлы носятся в воздухе. Акустический комфорт тем выше, чем удаленней дома от магистралей. Важный элемент - доступность магазинов, школ, аптек и поликлиник, и в Уфе с этим кое-где еще есть проблемы. Визуальным загрязнением сейчас называют рекламные баннеры на домах и растяжках - европейские столицы сейчас борются с их засильем. Естественно, важно развитие транспортной сети, и не только автодорог, но и велодорожек. В Италии чем слабее вид транспорта, тем больше ему дают преимуществ - и велосипедисты, автобусы и трамваи могут передвигаться свободно, а автомобилисты должны пропускать всех подряд. А больше всего прав у пешеходов, с этим связан следующий параметр - развитие пешеходной сети. Во всяком квартале есть внутренняя сеть проходов и дорожек, и местные жители умеют, например, добраться пешком от одной до другой станции метро, не прибегая к транспорту. Однако в Москве сейчас большинство дворов в центре перегорожено: жители как могут защищают свой комфорт от туристов, мигрантов и прочих посторонних. Но таким образом они присваивают себе общественное пространство. Кстати, этот процесс уже начался в Уфе и может набрать обороты. А на самом деле, чем выше социальное развитие и развитие городской территории, тем больше открытых дворов. Вообще мы боремся за то, чтобы люди как можно больше ходили пешком, чтобы они не садились в машину, чтобы проехать пять метров до магазина. Московскому заказчику мы предложили создать пешеходную сеть, доступную для всех – он сейчас думает

над этим. И Уфе нужно тоже задуматься над комфортом пешеходов. В европейских городах такого большого пространства у каждого дома, таких широких улиц не найдешь, ваши просторы всегда поражают приезжих. Но из этого возникает следующий критерий: среду делает и качество обитающих в ней людей. Когда в 1920-х годах московские дома и особняки превратились в коммуналки, разорвался контакт между жителями и кварталами: своей была только комната, а коридор, прихожая, подъезд и улица – все чужое. Эта проблема сохранилась в России и сейчас: общественное пространство граждане не воспринимают как свое. Можно найти деньги и засадить газоны, поправить бордюры, однако многие не перестают мусорить… Проблема не в финансах, а в культуре.

А в целом Уфа – это город, о котором европейский проектировщик может только мечтать. Так что вперед, за работу!

Автор: Екатерина КЛИМОВИЧ.