Нагрудник с хэштэгом

Нагрудник с хэштэгом

Знаете ли вы, как наряжались ваши прабабушки? Многих модниц этот вопрос теперь очень волнует, а заказы нарядов по этническим мотивам – признанный тренд. Настоящим же открытием для меня на Международном конкурсе мастеров национального костюма «Тамға» стало широкое вовлечение в процесс и мужчин.

Лучшим же жюри признало реконструированный костюм известного мастера Юлая Галиуллина.

– На создание образа у меня ушло около полугода, изготовление одного только щита – калкана – заняло два месяца, – сказал он.

Творчеством Юлай увлекся случайно. Особых предпосылок к этому не было. Вырос в обычной рабочей семье (папа – слесарь, мама – лифтер). После окончания школы занялся, по его словам, коммерцией.

Все изменилось, когда в 2011 году увлеченный военно-исторической реконструкцией Ильдар Шаяхметов рассказал ему, что первый башкирский конный полк «Любизар» ищет спонсора для поездки в Бородино. Ребятам в предыдущий раз не удалось пройти «инспекцию» по костюмам: не хватало аутентичности, национального колорита. И для полноценного создания образа потребовалось сукно синего цвета (для сравнения: сегодня его стоимость за один метр варьируется от 1300 до 1800 рублей, в зависимости от состава). И Юлай Галиуллин помог.

– Будет у вас сукно! Но с условием: я тоже хочу костюм, как у наших предков, – пошутил он тогда.
Молодой бизнесмен и не предполагал, что его слова примут всерьез и пошьют елян, казакин и даже пригласят с собой в Лейпциг на реконструкцию «Битвы народов».

Так Юлай успешно влился в состав клуба, с которым побывал в Германии и Франции, а позже даже возглавил движение «Мэргэн уксы» («Меткий стрелок»). По условиям конкурса, стреляющий должен быть в соответствующей одежде. С этого все и началось.

– На создание одного образа может уйти до года. Когда шьешь не торопясь, и расходы не так заметны, – говорит дизайнер-самородок. - Если хочешь сделать хорошо – сделай сам, а потому все – от создания образа, изготовления выкроек до вышивки выполняю собственными руками. Семья – главный помощник, не будь ее поддержки, не было бы ни костюмов, ни «Мэргэн уксы».

Нынче в коллекции Галиуллина пять комплектов национального одеяния, начиная от обуви и заканчивая головным убором. На конкурсе он предстал в образе степного кочевника.

Другая участница конкурса – Гульгена Валитова – поразила жюри необычной отделкой костюмов. Например, форма кармашка на камзоле в виде полумесяца, волнистый подол платья – эти элементы характерны лишь для жителей Сафакульского района Курганской области. Модель сшита полностью из натуральных тканей: бархата, плюша, шелка с использованием природных камней – кораллов.

  – Продвижение национального бренда – важный шаг в сохранении истории и культуры народа, – считает координатор конкурса «Тамга», главный специалист по фольклору республиканского национального творчества Гульгина Баймурзина.

В номинации «Аксессуары башкирского традиционного костюма» лауреатом I степени стала москвичка Гульназ Курамшина, представившая на суд жюри нагрудник – кашмау, который изготовила сама.

– Года три назад ко мне обратилась моя бабушка Марфуга Утякова из Гафурийского района рода табын и попросила изготовить для нее нагрудник. Для создания полноценного исторического аксессуара начала искать в Интернете информацию, – рассказывает девушка.

Гульназ посещала мастер-классы от Центра народного творчества, научные конференции по данной тематике, ходила в музеи, рассматривала, фотографировала мельчайшие детали. А потом решила попробовать себя и в изготовлении головного убора – кашмау, платьев, верхней одежды. Так и втянулась.



Казашка Радина Батпенова представила коллекцию в номинации «Современный авторский костюм».
Она родилась и выросла в солнечном городе Алматы. Художник по образованию, она занималась рисованием по ткани, созданием одежды с национальными элементами. Шесть лет назад в ее городе проходил фестиваль этнической музыки, и там выступал ансамбль из Башкортостана «Аргымак». Впервые услышав звуки курая, она заинтересовалась культурой, близкой ее народу.

В 2017 году приехала в Уфу, посетила Национальный музей, увлеклась национальными украшениями и костюмом. Вернувшись домой, сделала роспись башкирского нагрудника на обычной футболке и выложила в Инстаграм с соответствующими хэштегами. К ней начали добавляться в друзья представители Башкортостана и оставлять заказы. Как оказалось, до этого росписью в национальном стиле никто не занимался, и сегодня ее приглашают сотрудничать уфимские коллеги.

Девушка мечтает, что ее коллекции будут выставляться на мировых подиумах, а башкирскую национальную одежду будут знать, а возможно, и носить во всем мире.

Алина ГАРИПОВА.

  Корзинка

Показ работ мастеров-финалистов проходил в стилизованной юрте на площади у Конгресс-холла «Торатау», где сама атмосфера возвращала к истокам: на сундуках паласы, кошмы, на которых разложены стеганые одеяла, тюфяки, перетянутые нарядной лентой (тyшэк тартма). На стенах – праздничная одежда, расшитые полотенца, расписные тарелки…
– Это мероприятие поможет не только создать бренд башкирского национального костюма, но также станет стимулом для роста и развития молодых талантливых мастеров и возможностью заявить о себе, – отметила министр культуры РБ Амина Шафикова.