Лизин хлеб

Лизин хлеб

Не так давно учитель из Уфы получила от президента России Владимира Путина самую высокую педагогическую награду. Педагог лицея №42 Лиза Агадуллина стала Народным учителем Российской Федерации. Это единственный в республике учитель, которому присвоено столь высокое звание. О педагоге №1 рассказывает наш корреспондент Светлана Янова.

6.jpg

Киям Мухаметдинов был сыном указного муллы. И он, и его отец окончили знаменитое для всех мусульман Российской империи медресе «Расулия» у Зайнуллы-ишана, который притягивал к себе на учебу башкир, татар, казахов. Позднее французский историк Александр Бенигсен описал эту школу в городе Троицке (ныне Челябинская область) как «один из лучших академических институтов в мусульманском мире». Неудивительно, что Кияметдин знал в совершенстве арабский язык, писал на латыни, прекрасно владел русским и, как все в Нижних Кигах, говорил на смеси татарского с башкирским. Советская власть, как остро заточенная коса, захотела сравнять всех под одну гребенку. Так сын муллы попал на гражданскую. Какие пути-дороги вместе с Красной Армией прошел он, что пришлось испытать и увидеть, никогда не рассказывал. Одно было известно, в мятежном Петрограде 1917 года произошла встреча с главным безбожником XX века - Владимиром Лениным. На вопросы детей рассказать неизменно отвечал: не помню. Это обстоятельство сыграло свою роль много позже, когда его старшего сына выдвигали в депутаты. Решающей стала народная молва: отец кандидата самого Ленина видел!

Первая жена Кияма умерла, оставив его с двумя детьми. Родственники повезли «жениха» свататься в деревню Улькундэй Дуванского района. Оттуда привез он на родину голубоглазую красавицу Фариду, которую уговорили выйти за вдовца. Жили дружно, Киям с женой никогда не спорил, а о разводах деревенские в ту пору и не слыхивали. Старшего назвали в честь сына Зайнуллы-ишана - Габдрауфом.

Великая Отечественная постучалась в маленький дом Мухаметдиновых, когда Кияму было уже за 50. Несмотря на возраст, взяли в трудовую армию. Но после полученной контузии комиссовали. Фариде-апе исполнилось 49, когда в конце декабря 1941-го - начале 42-го (точную дату рождения в деревнях тогда редко кто знал) на свет появилась девочка, названная родителями необычным для мусульман именем, - Лиза. В честь Лизы Чайкиной. Современное поколение молодежи вряд ли знает, кем была эта героическая девушка. Секретарь районной комсомольской организации на территории, оккупированной немцами, она была схвачена в ноябре 1941 года. Несмотря на жестокие пытки, не выдала фашистам своих товарищей. Гитлеровцы расстреляли ее. За преданность Родине, мужество и самоотверженность Елизавете Чайкиной было присвоено звание Героя Советского Союза, а ее именем названы предприятия, школы, пионерские дружины, улицы. В далекой башкирской деревне Нижние Киги пошли еще дальше: только на одной улице, где жила семья Мухаметдиновых, шесть девочек получили имя отважной девушки.

4.jpg

Семья Мухаметдиновых. На снимке (слева направо): отец, мать и маленькая Лиза.

Соседом Лизы по парте был детдомовец Масалим, который, проголодавшись, вытаскивал из сумки на перемене кусок хлеба. Этот запах вечно голодную девчушку сводил с ума. Суп из крапивы или лебеды, которые обычно варила мать, только заполнял желудок, и есть хотелось еще больше. Хлеб заменяла лепешка из гнилой картошки. Лиза ела ее тайком, чтобы не засмеяли. «Вкусно, наверное? Давай поменяемся?» - заметив, предложил как-то одноклассник. Лиза съела его хлеб мгновенно, а Масалим еще долго выплевывал липкую массу и удивлялся: что ли эти лепешки дают его маленькой соседке такую жажду знаний и отличные оценки? Через много лет, став директором техникума, Масалим Гумеров скажет: «Я многого добился благодаря Лизиному хлебу».

Мухаметдиновы жили бедно. По ночам родители оставляли детей одних: караулили колхозное добро. Старшая сестра Сауда, работая в детдоме, получала специальный паек - иногда и это спасало. Но еще большим богатством в семье считались книги. Вот их в семье было в избытке. Односельчане шли сюда, как в библиотеку.

Киям Мухаметович знал наизусть Коран и соблюдал все каноны ислама. Но главной его верой была совесть. К нему шли и за молитвой, и за советом. Председатель колхоза с партийным билетом в кармане перед посевной заглядывал. Черничным соком на тарелке «тайный» мулла выводил арабской вязью молитвы и давал выпить разбавленные водой «слова». И люди выздоравливали и разносили по округе молву о чудесном исцелении. Половину хаира Кияметдин-бабай возвращал обратно. На немой вопрос неизменно отвечал: много давать нельзя. Фарида-апа была под стать мужу: ни одни роды в деревне не проходили без жены «муллы» (в деревне не было своего фельдшера). Принимая как-то 11-го ребенка в нищей многодетной семье, она оторвала подол от собственного платья, чтобы завернуть младенца. Так и вернулась домой. Некоторые завистливые односельчане удивлялись «нерасторопности» супругов: имея такие способности, и бедствуют? Хоть бы о детях подумали! На всю жизнь запомнила Лиза Киямовна слова, брошенные ее одноклассником: «Значит, дочери муллы «пятерку» поставили, а сыну учителя - «четыре?». «Мой отец же никого не убил, он очень добрый», - горько заплакала она. Зло, совершенное тобой, всегда возвращается - в истине этих слов Лиза убеждалась не раз. Этого учителя судьба потом сурово наказала.

Кияметдин часто повторял, что проживет 73 года, как его отец, словно готовя родных к этой неминуемой для каждого смертного дате. Так и случилось. Лиза была тогда студенткой Бирского пединститута. Как-то, вернувшись из библиотеки в общежитие и увидев прячущих глаза сокурсниц, только выдохнула: «Отец?»

1.jpg

Стоят (слева направо) Рамзия Хисамова (ныне народная артистка РБ, актриса БГАТД им. М. Гафури) и Закина Хисамова – заслуженный учитель РБ. В нижнем ряду: Назира Махмутова $ заслуженный врач РБ и их пионервожатая и учитель Лиза Мухаметова. 1961 год.

Лизе было пять, когда она сама научилась играть на мандолине, подбирая мелодии на слух. Ее стали возить на свадьбы, где игра талантливой девчушки вознаграждалась улыбками и подарками. Как-то в село приехал большой человек, директор моторостроительного завода из Уфы - Михаил Ферин - здесь он баллотировался в депутаты. Его поразило выступление маленькой девочки, которая не только играла, но и танцевала, и пела: «Далеко пойдет, плясунья!»

Далеко точно пришлось ходить. В Нижних Кигах была только семилетка. Окончив ее, деревенские вынуждены были пешком ходить за 20 километров в среднюю школу в Верхних Кигах. Занятия начинались в девять, в дорогу собирались в шесть, только светать начинало. Так целым классом в любую распутицу и отправлялись за знаниями, только в суровые морозы оставаясь ночевать в школьном интернате. Учителя скидок на трудности не делали - обычное дело по тем временам. Лиза Мухаметова (так записали в паспорте) окончила школу на круглые «пятерки». Она всегда знала, что будет учительницей, но в начале 60-х, чтобы поступить в институт, нужно было два года рабочего стажа.

Так в 1959 году появилась в соседнем Арсланово 16-летняя пионервожатая Лиза Мухаметова. Неистощимая на выдумки, веселая, танцующая и поющая девушка вскоре сделалась любимицей местной ребятни. Парни на нее тоже засматривались. И когда однажды один из них, положивший глаз на красивую учительницу, решил ее украсть, предупредили.

Приходилось и вести уроки. Спустя десятилетия семиклассник Усман Халилов прямо на уроке заявил: - «Вы моих дедушку с бабушкой учили!» - «Не может быть, не такая уж я старая!» - сопротивлялась Лиза Киямовна. Но парень оказался прав, действительно, учила, тогда, в абзаевской школе. Потом в шутку так и называла его правнуком.

На первую свою зарплату - 39 рублей - она купила кожаные коричневые ботинки со шнурками. А еще оранжево-черный в клетку теплый платок. Детей, в семье которых жила на квартире, тоже не забывала. Из синей ткани, привезенной пионервожатой из Уфы, девчонкам сшили сарафаны. Не успела в Арсланово работу наладить, как ее отправили в отстающую абзаевскую среднюю школу. Был тогда такой метод знаменитого передовика труда ткачихи - Валентины Гагановой.

В 1961 году Лиза подала документы в Башкирский государственный университет на химфак, но подружки уговорили ее за компанию поехать в Бирский педагогический. Так все семеро и поступили. Уже на 4-м курсе началась практика в школе. А потом приехал брат Радил и увез сестру в Малояз, где он работал первым секретарем райкома партии. Братья всегда были для нее непререкаемым авторитетом, так в этой семье было принято. Лиза Киямовна с головой погрузилась в школьную жизнь. Известие о болезни любимой Сауды пришло неожиданно. Сестра в больнице, дома остались четверо детей. И она помчалась в родные Киги. Из школы иногда возвращалась в два часа ночи. Смотреть за племянниками помогала мама. Районное начальство давно присматривалось к молодой учительнице. Красавица, умница, прекрасный организатор. Чем не кандидатура на пост первого секретаря райкома комсомола? Но Мухаметову предложение не обрадовало. Правдами и неправдами она снялась с учета, выписалась и поехала в Уфу. Убежала, одним словом. Больше всего на свете она хотела быть учителем.

3.jpg

В первом ряду вторая слева Лиза Мухаметова - староста литературного объединения, студентка Бирского пединститута среди писателей Башкирии.


Уфа. 1971 год. Заместитель министра просвещения был немало удивлен, когда к нему на прием пришла девушка и заявила: хочу работать простым учителем. Ее направили в Художественную школу-интернат. Ей было 29, когда летом 1971 года она поехала в дом отдыха в Юматово. В деревне таких уже давно бы в старые девы записали. Пора замуж выходить, и претендент на руку и сердце имеется.

Молодой мужчина с интересом наблюдал за девушкой, которая выдавала на эстраде темпераментный чардаш и русскую плясовую. Управляющий Калининского банка Фаниль Агадуллин решил не упускать своего шанса и пригласил победительницу конкурса погулять. А вскоре предложил выйти замуж. Лиза колебалась, но брат принял решение за нее: выходи за Фаниля.

Молодой муж без ума любил свою Лизу, и когда случилась беда, доказал это на деле. После родов и она, и новорожденная дочка были на волосок от смерти: сепсис. Фаниль не отходил от них ни на минуту - выдержал экзамен. Муж никогда не ставил ее перед выбором: семья или работа. Понимал, принимал, ездил с ней на олимпиады. Дом всегда был полон учеников. Свои дети выросли незаметно. Дочь закончила медицинский, работает представителем немецкой фирмы, занимающейся медицинским оборудованием, младший, Наиль, кандидат экономических наук, преподает, живет в Москве, объездил полмира и, как мама, неугомонен.

2.jpg

С победителями Евгением Ваниным и Азатом Халиуллиным на III Международной командной олимпиаде. Москва, 1995 г.

Больше чем Лиза Киямовна никто в республике не подготовил призеров и победителей олимпиад разных уровней, вплоть до международных. Свой химико-биологический класс она не отбирала: брала всех, у кого интерес есть, а приглядываться начинала в шестом. Вела кружок. Начинала издалека: почему без химии нельзя обойтись? Заинтересовывала. Ее дети не ходили к репетиторам. Она сама занималась с ними дополнительно, безвозмездно. И в выходные, и праздники. Приносила с собой что-нибудь вкусненькое к чаю. Из своей вместительной сумки, словно фокусница, вынимала конфеты. Решил задачку - угостись. Так рождались будущие победители олимпиад.

Ребенку надо показать перспективу. Сама по себе химия ничего не даст, это лишь ступенька к будущей профессии, к любимой работе. Один тяжелобольной мальчишка учился на дому. В первый раз шла к нему и думала, что скажет. Увидела большого красивого подростка с потухшими глазами. Сказала: "Я тебе помогу врачом стать - будешь родителей лечить". Выздоровел, стал врачом. Сегодня Дмитрий Никитюк - хирург в одной из лучших клиник Уфы.

Три ее ученика из одного класса с красными дипломами закончили химфак МГУ. Десятки поступили без экзаменов в самые престижные вузы страны и республики. Можно давно почивать на лаврах. Не очень понимает она это новомодное слово - инновации. Просто работать надо, не щадя себя, не оставлять без внимания тех, кого приручила.


P.S. В квартире преподавателя химии средней школы №42 и республиканского башкирского лицея-интерната, первого Народного учителя Башкортостана и первого Народного учителя Российской Федерации Лизы Киямовны Агадуллиной висят большие, размером с хорошую картину, фотографии ее малой родины: деревянные домишки на берегу речушки Киги. А рядом миниатюрные лапти. Как напоминание о своих корнях, чтобы не загордилась в большом городе провинциалка, приехавшая когда-то из башкирской глубинки. А ее ученики уже покоряют другие страны и континенты. Недавно из далекой Америки привезли смешного медвежонка, трогательно держащего сердце, на котором на английском написано: учитель №1.

Автор: Светлана ЯНОВА.

Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ и из личного архива героини.