Сергей Довлатов: «Встретимся, поговорим»

Сергей Довлатов: «Встретимся, поговорим»

Любимому писателю советской эпохи, автору повестей «Чемодан», «Иностранка», «Компромисс»,  «Ремесло», «Заповедник» Сергею Довлатову исполнилось бы 80.  По этому случаю в Уфе, где он родился, состоялся фестиваль «Литературный импульс».

По удивительному стечению обстоятельств здание филармонии, где прошел праздник, примыкает к дому, в котором он жил свои первые месяцы Фестиваль собрал  множество творческих людей - музыкантов, поэтов, художников и был весьма атмосферным. А начался – с …арки соседнего дома, которая перенесла нас в «прекрасную эпоху», в далекие 70-е, 80-е. Казалось, за минувшие десятилетия в этом тихом уфимском уголке не изменилось ничего. Разве что деревьев наверняка росло чуть больше, а асфальта не было. Чего не было точно, так это портретов Сергея Довлатова на стенах и цитат из книг классика. Так к юбилею писателя подготовились уфимские художники. Вот, приподнявшись на ступенях стремянки, мастер кисти разрисовывает внутреннюю поверхность арки. Минута – и глазам предстала надпись «Глава 1: Двор». Слева и справа от нее чернеют  цитаты из повестей и рассказов…

- Я обыграл элементы городского быта. Мне нравится таким образом придавать жизнь дворам и особенно этому, - говорит художник Олег Кайбышев. И действительно здесь вдруг явственно ощущается присутствие поэтов того времени. Вот Бродский, с которым был дружен Довлатов, говорит свое знаменитое «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки…» А ответ звучит: «Я все-же выйду… Вдруг встречу кого?»

Кого же вы встретите, Сергей Донатович? Наверное, тех, для кого и писали свои книги, которые теперь разобрали на цитаты, и неудержимо смеются, узнавая себя или знакомые ситуации. Дело-то было не так давно! В филармонии продолжилось погружение в довлатовский мир.

Концертная программа, которую вели великолепные артисты Виктория Симонова и Александр Кузьменко, блистала талантами. Мы увидели замечательных музыкантов и артистов, а особую свободную атмосферу (к которой всегда и стремился автор «Соло на ундервуде) создал джазовый квартет БГФ под руководством народного артиста Башкортостана Олега Касимова.

Одним из первых гостям вечера свое творчество подарил бард Александр Мичурин. Едва отзвучали аккорды его гитары, как на импровизированную сцену вышли «стиляги». Танцевали твист, разумеется, на советский манер. Хотя понимание западной культуры Довлатовым было куда шире «вульгарных танцев». И его скорее можно было встретить на книжных толкучках, нежели на дискотеках. Там он находил Джойса и других «запрещенных» авторов.
Впрочем, базовыми для Довлатова были русские классики: Достоевский, Бунин, Блок. Одним из гвоздей вечера стало награждение победителей литературного конкурса, посвященного Сергею Довлатову. Компетентное жюри, состоящее из республиканских писателей, педагогов и журналистов, выбрало лауреатов и обладателей специальных призов.

- Мы прочитали около двухсот работ, представленных на конкурс. Среди них были рассказы, эссе, размышления. Меня особенно зацепила ностальгия людей по прошлому - в большинстве рассказов люди вспоминали молодость. В основном произведения  - автобиографические и примерно с десяток - с художественным вымыслом. Мне больше всего понравились те, в которых есть динамика, мораль, хлесткие фразы, довлатовская ирония, — прокомментировал член жюри Булат Галиев.

Настоящий фурор произвел показ короткометражного фильма «Счастливчик», снятого учениками знаменитого кинорежиссера Владимира Хотиненко. А перед демонстрацией ленты к уфимцам с экрана обратился и сам мэтр кинематографа.

- С Довлатовым мне приходилось общаться. Первое впечатление, которое он на меня произвел, помню очень хорошо. Это был человек, имевший абсолютно уникальное, ни на что не похожее восприятие мира, жизни, реальности. И, что важно, он сумел остаться собой в самых непростых обстоятельствах.

Привлекла внимание публики действующая выставка «Сергей Довлатов. Воспоминания в фотографиях Нины Аловерт» (Нью-Йорк, США). Сотни снимков, которые запечатлели его за творческим процессом, с друзьями и коллегами по перу. Его глубокий взгляд смотрел с фотографий, и было полное ощущение, что он здесь со всеми нами рядом.

Егор СОЛНЦЕВ, Лилия ЗИМИНА.