Мы в подсознании. Глубина приличная

Мы в подсознании. Глубина приличная

В Уфе завершился международный фестиваль короткометражных фильмов и анимации Future Shorts.

В Уфе завершился международный фестиваль короткометражных фильмов и анимации Future Shorts.

У дореволюционных институток была интересная забава: они массово кого-нибудь «обожали». Объект «обожания» мог быть выбран по велению сердца или определялся жребием, - это значения не имело. Ему подбрасывались записочки, посвящали стихи, от его одежды отрезались «на память» пуговицы… В фильме «Exchange & Mart» предчувствия и грезы на ту же тему охватывают и школьниц из частного интерната в глубинке Шотландии - правда, они более материалистичны. Все мысли и разговоры - конечно же, не об учебе; подушка (большая, треугольная, в которой утопаешь, как в объятиях), называется «муж», а ботинки главной героини, одолженные подруге, уже побывали на свидании… Немало переживаний старшеклассницам доставляет курс самообороны: преподаватель-фанатик требует от девочек решительности и серьезной физической подготовки, однако вместо того, чтобы вызвать страх и желание защищаться он только подогревает их любопытство. Фильм о том же, о чем «Война и мир» и «Чайка»: внешние обстоятельства лишь дают толчок лавине событий, происходящих в сознании.

Виртуозная анимация «Два фильма об одиночестве» (тоже Великобритания) на новый лад пересказывает старую сказку, рисуя его как почти смертельную болезнь. Полноватый мужчина за сорок коротает вечер в одинокой квартире рядом с мебельной фабрикой - эта улица не бывает многолюдной. Хотя человеку, пораженному одиночеством, и в толпе не лучше. Он пытается презентовать себя на сайте знакомств, но все советы («Расслабьтесь… говорите о своем хобби, о том, что вы любите… улыбнитесь) только заставляют почувствовать себя еще более никчемным: яркая личность, интересный собеседник - «Все это не я», ощущает комичный дядька с мешками под глазами (признак утомительной работы и вредных привычек). А за стеной живет огромный хомяк-кулинар, говорящий по-немецки. Чуждый разум? А если бы они служили на одной подлодке? В общем, как говорит модный ныне психотерапевт, настоящее одиночество - в одиночной камере. Вокруг нас полно людей, и с ним вполне реально подружиться, если отвлечься от болезненного недоверия к себе. Ну а разрушать стены отчуждения - давняя традиция британской поп-культуры, эффектно заложенная еще «Стеной» от «Пинк Флойд».

Из короткометражки «Смертельное падение Минарски» (Канада) вы не узнаете о ходе военных действий Второй Мировой: каково было боевое задание самолета, где… Война дана лишь в ощущениях: сначала - бессилия из-за невозможности освободить товарища - застрявшего в кабине пилота, затем - долгого ужаса падения с горящим парашютом. А с земли призрачная, отчаянная надежда девушки посылает ему спасение в виде гигантской медузы, за щупальца которой можно надежно ухватиться. (Медузой как раз называется небольшой парашют, вытягивающий купол основного). Фильм ошеломляет рукотворными спецэффектами, подкупает романтической наивностью старого кино и завораживает неколебимой верой в чудо.

В «Пароле для подсознания» (Канада) человек лихорадочно ищет в памяти имя знакомого, а режиссер использует ситуацию как предлог занырнуть поглубже в это подсознание и, переведя происходящее в знакомый формат телешоу, разделаться там со всеми странностями, доминантами и страхами, владеющими современным западным человеком и данной конкретной личностью. Все они воплощены в виде знаменитостей прошлого и настоящего: тут и Сальвадор Дали, и Джеймс Джойс, изобретатель мифов о Ктулху Говард Лавкрафт, и апологет современного капитализма Аэйн Рэнд, и еще десяток обитателей среднестатистического неплохо образованного мозга. (Йоко Оно: «Чтобы найти пароль, участник должен найти контакт с женской частью своего подсознания!»… Герой впадает в ступор. А при виде Аэйн Рэнд - монументальной деловой женщины - он узнает в ней свою строгую маму, и подсознание превращается большого ребенка). Все это дарит зрителю радость узнавания, ощущение причастности к кругу избранных, а также острый привкус злободневности. И кто бы сомневался, что в сознании каждого живет свой собственный Ктулху? За это смешное, самоироничное и неожиданное кино канадец Крис Ландрет получил главный приз европейской анимации - «Кристалл Аннеси».

В фильме «Честь» (Болгария) Генерал - таксист старой закалки, помнящий советские времена, - следит за своим внуком, поведения которого он не одобряет. А вскоре у него возникают разногласия и с дочерью: «Вы прожили вместе 20 лет - какой развод?!». (Вокруг - «ужасная реальность бывших соцстран»: обшарпанные многоэтажки, кругом мусор, трубы теплоцентрали на поверхности). Этот фильм кажется несколько более плоским, чем остальные, потому что отсутствие диалога между поколениями – вещь обычная, и сказано о ней немало. В лучшем случае бывает терпимость (и то при осознании того, что любовь важнее обстоятельств и стереотипов). Вот принятие точки зрения старшего, младшего, другого - вещь довольно редкая, об этом стоило бы снимать.

Для героя анимации «Исчезнувший шарф» (Ирландия) - белки по имени Альберт это зимнее утро оказалось не таким уж добрым: пропал любимый шарф. Белка отправляется на поиски - и чем дальше в лес, тем больше проблем у его обитателей. Альберт помогает сове Сесилу преодолеть страх темноты («Страх темноты - это лишь выражение нашего любопытства, тяги к непознанному), бобру Конраду – страх, что прорвется плотина («Каждая неудача делает нас лучшими строителями), лису Эдвину - страх равнодушия друзей («Чтобы нравиться друзьям, нужно позволить себе нравиться»), а медведю Фредерику – страх гибели Вселенной. («Наше солнце когда-нибудь взорвется, Галактика погибнет, а если мы улетим на другую планету - в других Галактиках стабильности не больше» - «Даже если так, это служит продолжению жизни…»). Автор убедительно и беззаботно разделывается со всеми масштабными вопросами нашего бытия. Это придает стабильности сознанию, но не миру. Вообще последняя в ленте короткометражка - синтез всех предыдущих; здесь становится очевидно, что все это - своеобразная игра со зрителем: ни один фильм на дает однозначной «идеи» - каждый должен понять, поместить происходящее в подходящую ячейку своего сознания самостоятельно.

Автор: Екатерина КЛИМОВИЧ.