Музыка гор Андрея Ясинского

Музыка гор Андрея Ясинского

Вместо софитов - походная газовая горелка, музыка непрерывна, как одно цельное полотно, а лучшая награда артисту вместо цветов и оваций - восхищенное молчание.

Андрей - музыкант-мультиинструменталист, поклонник горного туризма. Он проводит много времени в горах Кавказа и пишет музыку, чтобы через звук передать красоту этого мира. Его концерты так и называются - «Путешествие через звук». Уфимские зрители совершили это путешествие в йога-центре «Шафали» - в «подземелье», как в старые времена андеграунда, а изюминкой концерта стало то, что зрители могли принять любое удобное положение: многие слушали музыканта лежа на специальных ковриках. Но так везет не всем: концерт Андрея в Челябинске проходил в органном зале филармонии - в совершенно другом формате. В программу тура вошло около 20 городов: после Уфы - Самара, потом Тольятти, Ульяновск, Казань...

«Бывает, люди едут за мной, посещая несколько концертов подряд, - признается музыкант. - Горы - это особенное место. Я называю их «медленное море». Мы с друзьями часто поднимаемся на вершины, играем в горах, в пещерах.

Андрей живет не в горах, а около Азовского моря, в Таганроге – это степной район: ни лесов, ни вершин. На юге России и в декабре относительно тепло - около ноля градусов, порой деревья стоят в листве, поэтому его восхищает снежность наших широт. «Уральские горы не такие высокие, как на Кавказе, но сердце трепещет, когда вижу их», - говорит Андрей.

Он не готовит программу заранее: часовой концерт состоит из импровизаций на синтезаторе, сопровождаемых игрой на народных инструментах, деревянно-духовых и перкуссионных. Электронное звучание фортепиано не мешает звуку проникать в самое сердце. Происходит живое взаимодействие с залом, поэтому так важна тишина.

«Есть традиция аплодировать, но прошу вас, сегодня пусть этого не будет: хочется поймать послезвучие, состояние, когда подымаешься на гору и наслаждаешься тишиной, слышишь стук своего сердца. Чтобы это состояние сохранилось подольше, нужно время. Здесь горит газовая свеча, которая обычно со мной в горах. Сегодня я играл для каждого в зале. Хочу, чтобы мы были единой группой, которая поднимается на вершину. Каждый вкладывает свою частичку, свой ингредиент в это блюдо, и, надеюсь, оно получилось вкусным».

Сложно передать звуки древних инструментов словами, но попробовать стоит. Инструмент, которым начинается и заканчивается концерт, - свистулька, подражающая пению птиц. Далее звучит окарина - небольшой деревянный сосуд с отверстиями и мундштукообразным выступом, из которого льется шелестящий «плачущий» звук. Не знаю, можно ли сравнить его с кураем. Андрей рассказал, что часто люди, услышав этот инструмент, начинают неожиданно для себя плакать. Окарина - название итальянское («гусенок»), а инструмент  - всенародный, обычно керамический, хотя в тот вечер для нас звучала древесина акации. Название инструменту дал Джузеппе Донати по сходству формы с гусиным клювом, и его керамическая окарина с 10 отверстиями впервые была включена в состав оркестра и настраивалась под европейскую нотную шкалу.

У Андрея несколько окарин разной формы и размера. Одна из них, похожая на бревнышко, сделана из дерева, которое - это можно посчитать по кольцам на корпусе - росло более 150 лет назад.

Ханг, похожий на казан для плова, рождает космически красивые нежные звуки, не похожие ни на что. Инструмент в шесть с половиной килограммов нелегко нести с собой в горы, но Андрея это не останавливает. «Очень хрупкий инструмент, - говорит он. - Удары по нему нужно наносить нежно, как будто прихлопываешь комара на своем ребенке».

Индейская шаманская чакча - связка из скорлупы бразильских орехов. Звук похож на треск, щелканье, отрывистое и резкое «чак-чак». Кто-то слышит в этом шум водопада, кто-то - шелест ветра или дождя. Диджериду - длинная труба австралийских аборигенов, дающая лишь одну ноту, но способная играть непрерывно. Это один из старейших духовых инструментов в мире - ему официально 40 тысяч лет, привезли и внедрили его в европейскую музыку ребята из группы The Beatles.

Настоящая индийская флейта для исполнения раг звучала на концерте впервые и требовала определенных умений и навыков. А вот калимба - африканский инструмент, деревянный корпус с металлическими язычками - возможно, знакома кому-то из советских фильмов. Поддается всем и сразу: все звуки друг с другом в ладу, как ни сыграй - все красиво. Теперь я точно знаю, что хочу в подарок на следующий новый год.

Наиля ГАЛЯМОВА.