Художник Хатип Фазылов

Художник Хатип Фазылов

Выставочный зал «Ижад» БГХМ имени М.В. Нестерова вновь порадовал уфимцев и гостей города прекрасной выставкой, правильнее сказать, двумя выставками, которые при всей их самодостаточности виртуозно дополняют друг друга.

Это «Хатип Фазылов. Живопись в собрании Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова» и «Войлок. Текстиль. Дерево. Эмаль». Обе выставки стали частью проекта «Открытые фонды», посвященного столетию музея.



Хатип Сарварович хорошо известен в нашей республике и в России. Он обладатель множества престижных наград, заслуженный художник Российской Федерации и Республики Башкортостан, бессменный руководитель Творческого объединения «Артыш», председатель Союза художников РБ. В экспозицию вошли его пейзажи, портреты, жанровые картины, рисующие повседневный быт башкирских селений, исторические композиции. Словом, весь спектр его творческих исканий и обретений.



Первое, что встречает зритель при входе в анфиладу «Ижада» пристальный взыскующий взгляд его «Автопортрета сквозь времена». И в самом деле, ночное небо, горы в отсвете пожаров, кружащиеся птицы, пестрый архалук, колчан со стрелами за спиной отсылают нас к седой древности, но такое одухотворенное лицо может быть только у нашего современника.



Мать с малышом у колен бережно придерживает его за плечи. Семь красавиц из старинной легенды вот-вот примут роковое решение. Молодая супружеская пара запечатлена на уборке хлеба в окружении снопов - он с граблями в руках, она с серпом. Старая женщина возится рядом с печью, над дымоходом которой сушатся на плетенке колобки корота. Охотник на лыжах засмотрелся на полную луну, верно, вспомнив о метком выстреле Урал-батыра. А дальше мы провожаем башкирских парней, уходящих на фронт Великой Отечественной, прислушиваемся к мелодии курая, выпевающего рогервикский марш в память о Салавате, видим сразу и мальчишку, задремавшего на летнем лугу, и его сон, где он в образе юного богатыря летит на быстром скакуне в победном сиянии золотых лучей и изумрудной зелени.



Склоны гор исчерчены тонкими стволами берез в осеннем одеянье и темными силуэтами елей. Лебеди ликующе кружат в лазоревом небе над синеющими льдами предвесеннего озера. Это башкирская земля, это ее исполненное жизни дыхание.

Предметы декоративно-прикладного искусства смело вступают в разговор с живописными полотнами. Теми же насыщенными праздничными цветами пронизаны пейзажи и исключительные по красоте вышивки Розы Юлдашбаевой. Те же завитки «бараньих рогов» любимого кускара присутствуют и в убранстве юрты на картине «Вечер. Стан тамьянцев». Та же выжженная солнцем и выглаженная ветрами трава желтеет в приглушенных оттенках войлочных панно. Красно-белый платок «во весь рост», галуны бархатного камзола, расшитый кораллами и монетами нагрудник, пышные оборки платья оживают в реконструкции башкирского женского костюма, выполненной Гузель Мустафиной.



Выставка необыкновенно притягательна. Ее стоит посмотреть, может быть, не один раз.

Анна Маслова