Уфимский меценат Дмитрий Кляузников

Уфимский меценат Дмитрий Кляузников

В самом начале прошлого века в Уфе жил человек с "говорящей" фамилией. Почти как у Чехова, у которого в "Шведской спичке" есть персонаж Кляузов. Этот же был Кляузников, купец и ресторатор.

Все говорили, что фамилия совсем не подходит Дмитрию Егоровичу, потому что он никогда не занимался интригами и кляузами. Наоборот, радел о благополучии других и не любил нечестных поступков и плохих людей. Последних старался выводить на чистую воду. Например, однажды в губернской газете появилось следующее объявление:, "Предупреждение. Большая Сибирская гостиница. В течение 1904 и 1905 года в гостинице и в буфете на станции Уфа пропало большое количество мельхиоровой посуды, столоваго белья и фарфора. Приметы вещей: на мельхиоровой посуде вырезана факсимилия «Большая Сибирская гостиница» и «Станция Уфа»; на белье выткана факсимилия «Д. Е. Кляузников» и на фарфоре «Большая Сибир. гост.». В случае покупки или продажи означенных вещей, покорнейше прошу обратить внимание - как на вещи, не принадлежащия продавцу, а если таковыя у кого и имеются, как купленныя по ошибке, покорнейше прошу возвратить. Распорядитель Д.Е. Кляузников."

Кляузников был компаньоном влиятельного купца Андрея Митрофановича Паршина, владельца Большой Сибирской гостиницы (на углу Большой Успенской и Александровской, нынешний Дом офицеров). Но, кроме этого, держал ресторан "Якорь" на углу Телеграфной и Большой Успенской, а также заведение вроде кафе-шантана "Яръ" на Большой Успенской,67.

Похоже, Кляузников очень любил театр и музыку. Когда строили Большую Сибирскую гостиницу, по его инициативе сделали в нём большой концертный зал с эстрадой. Позже Дмитрий Егорович решил переделать свой кафе-шантан в театр.




Сначала это было одноэтажное здание высотой в 10,5 метров, что позволило уже в наши дни некоторым "исследователям" уфимской старины считать, что Кляузников построил цирк. Даже в путеводителях написано:"Цирк Кляузникова". Какой цирк, если там была сцена? Безусловно, в театре выступали и цирковые группы.

К сожалению, о театре очень мало сведений, как и о самом его владельце. Лишь известно, что театр работал до Гражданской войны. Сам Кляузников бесследно исчез. Возможно, ушёл с Колчаком и осел где-нибудь в Харбине. В конце 20-х решили восстановить "очаг культуры". Но началась индустриализация, стало не до зрелищ. и решили перестроить здание под общагу.
После Кляузникова дом надстраивался. После общежития в нём был строительный техникум, с 60-х - филиал всесоюзного финансово-экономического института. Сейчас здесь Башкирский институт физкультуры.

Сразу бросается в глаза необычная конструкция здания на Коммунистической,67, напротив сквера Маяковского. Чтобы попасть внутрь, нужно войти во двор, подняться наверх. Входная дверь на уровне третьего этажа. Зашли? Теперь по широкой и крутой лестнице спуститесь вниз и посмотрите наверх. Да, очень высоко.

Пока не нашлось ни одного дореволюционного изображения театра Кляузникова. Анатолию Чечухе удалось разыскать рисунок архитектора начала 30-х годов (перед переделкой). Набросок бледный, но на нём видны высокие венецианские окна. Ещё Толя хранит снимок здания 1968 года, сделанный из сквера. Вроде бы ничего особенного, но прошло-то уже полвека!



Фотографий Кляузникова тоже нет. Только известно, что ресторатор-"любитель искусства" вложил немалые средства в строительство Симеоновской церкви и церковно-приходской школы в Северной слободе, а также в годы Первой мировой войны отдал свой жилой дом под солдатский лазарет. В объявлениях в газете "Уфимская жизнь" за 1917 год театр Кляузникова называют электро-театром, видимо, уже крутили кино.

Автор: Рашида КРАСНОВА.
Фотографии: Анатолий ЧЕЧУХА