Уфимский конструктивист

Уфимский конструктивист

Об этом архитектурном стиле и направлении художественного творчества сегодня в основном знают лишь историки архитектуры. А также немногие энтузиасты художественных поисков при застройке городов СССР во второй половине 30-х годов. В числе этих архитекторов авангардного направления вклад мастеров зодчества нашей страны признан в мире как уникальное явление.

Об этом архитектурном стиле и направлении художественного творчества сегодня в основном знают лишь историки архитектуры. А также немногие энтузиасты художественных поисков при застройке городов СССР во второй половине 30-х годов. В числе этих архитекторов авангардного направления вклад мастеров зодчества нашей страны признан в мире как уникальное явление.

Все это подпитывалось началом возведения первых крупных промышленных предприятий, а вслед за этим и планировкой решенных по-новому рабочих поселков и кварталов в существующих городах. План электрификации России (ГОЭЛРО) положил в 1920 году коллективный поиск новых художественных приемов в проектировании и строительстве. Архитектурное оформление здания Днепрогэса в Запорожье, признанного шедевра функционального и эстетического решения промышленного сооружения грандиозных масштабов – сделалось символом утверждения нового стиля и образцом для подражания.

Однако век конструктивистских новаций оказался недолгим. Правительство страны, опираясь на личные эстетические предпочтения руководителей государства, шаг за шагом начало подчинять творчество предписанным новым требованиям. При этом акцентировало внимание на опробированные многими поколениями и, следовательно, непререкаемо заслуживающего признания, традиций античной архитектуры. Не случайно сложившееся перед войной господствующее направление в застройке городов, ориентированное на классические образцы, одновременно приобрело новое наименование «сталинский ампир».

Несмотря на кратковременность по времени утверждения, авангардистское начало в зодчестве нашло отражение и в Уфе. Но следует сразу оговориться, только в работах практически единственного архитектора. Им оказался молодой Валентин Оттович Вайднер, получивший профессиональную подготовку в 20-е годы. Немец по национальности, он был россиянином в третьем поколении. Его дед приехал в Россию из Тюрингии. Начал работать в Петербурге «мальчиком» в булочной своего земляка. Освоил профессию булочника и переселился в Уфу, чтобы помогать старшему брату. Ко времени женитьбы сколотил небольшой капитал, что позволило приобрести пекарню, на которой работал он сам и несколько нанятых рабочих. Вскоре сделался известным в городе кондитером и даже имел магазин на улице Центральной. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, губернские власти лишили его как иностранного подданного недвижимого имущества. И до конца своих дней Вайднер больше не фигурировал в списках уфимских кондитеров.

Жизнь в отцовском доме для будущего архитектора протекала почти без происшествий. В 1915 году по причине недоверия иностранным подданным Валентин Вайднер был исключен из Городского училища. Вскоре поступил на работу в подмастерья в бондарной мастерской и научился мастерить бочки для засола овощей. По-настоящему продолжил обучение в 1918 году в светской школе второй ступени. После окончания Гражданской войны стал посещать занятия в художественной мастерской, которая начала работать при Дворце культуры (ныне здание театра оперы и балета).

В тяжелые годы голода выехал вместе с братьями на родину отца - в Германию. Два года работал на бондарных предприятиях, продолжил обучение в техническом училище по деревообработке.

В Уфу семейство вернулось в 1923 году. Вскоре юноша узнал, что в Казани – большом оживленном поволжском городе открылись Государственные архитектурно-художественные мастерские. Рассчитывая только на свои силы и опыт бондаря и мебельщика, он поступает на учебу и успешно завершает полный курс по специальности «Архитектура» в 1927 году. Вопрос, где оставаться дальше, для молодого специалиста не стоял. Он попросил направить его в Уфу. В 1929 году здесь открывается первая проектная организация – трест «Башпроект», куда Валентин Вайднер был принят в штат на должность проектировщика.

Одаренность молодого специалиста и его готовность браться за самую трудную, требующую самостоятельного таланта и самобытного раскрытия художественного замысла работу, были оценены.

Первые проекты, разработанные В. Вайднером, обратили внимание общественности на появление одаренного зодчего. Вайднер обучался в вузе в пору утверждения нового стиля. Он никогда не скрывал, что предпочтение в годы учебы отдавал авангардистскому направлению. Первые его проекты подтвердили эту приверженность. В 1929 году в Уфе была размещена крупная хозяйственная организация «Башжелдорстрой», на которую возложили работы по сооружению железной дороги от Оренбурга до Уфы с последующим продолжением на Пермь. Магистраль должна была ускорить освоение природных ресурсов западного Приуралья, положить начало строительству железной дороги от Магнитогорска в Мелеуз и далее до Бузулука: в конечном итоге Урал получил бы прямое сообщение с Поволжьем.
Для размещения управленческого аппарата потребовалось построить большое здание. Власти города предложили участок на пересечении улиц К. Маркса и Пушкина, причем строительство решено было совместить с возведением железнодорожного техникума. Две первые многоэтажки, предопределивших эру индустриального развития Уфы, было поручено спроектировать именно Вайднеру. Архитектор блестяще справился с поставленной задачей. Протяженный фасад управленческого корпуса был размещен по «красной линии» улицы К. Маркса и акцентирован широким ризалитом, разделенным тремя лентами вертикального остекления актового зала. Освещенность других помещений достигалась за счет устройства больших окон, многократное ритмичное повторение которых создало эффект протяженности здания.

Впечатляюще была устроена входная группа: она объединила два крыла посредством использования остекленного актового зала.

Масштабное решение общего замысла застройки квартала архитектор достиг за счет придания зданию железнодорожного техникума больших размеров и крупномасштабности по отделке деталям. Здание имеет хороший обзор: оно выстроено со значительным отступом от «красной линии». Выступающая входная группа придавала монументальность сооружению, а самобытность в его решении придавалась за счет устройства вместо первого этажа, свойственных для конструктивистов обнаженных опор в виде колонн. Время не сохранило многих достоинств и интересных особенностей обоих сооружений. В 60-е годы началось возведение корпусов авиационного института и уникальные для Уфы два здания в стиле конструктивизма были превращены в унифицированные протяженные корпуса, хотя частично был сохранен акцент на низалиты, предложенные В. Вайднером в первоначальном проекте.
За неполные десять лет архитектор оставил после себя память как о способном зодчем, совершенствовашимся в избранном стилевом направлении. Здание треста «Башкиргеология» (ныне фонд медицинского страхования на улице Ленина) и корпус Управления треста «Союзхлеб» (ныне здание Министерства народного образования РБ) – свидетельства его творческих поисков. Некоторым проектам архитектора не суждено было осуществиться. Один из них - превращение гостиницы «Астория» в многоэтажное сооружение в центре Уфы, своими фасадами обращенного к улицам Коммунистической и К. Маркса. Работал В. Вайднер и в качестве архитектора промышленных сооружений. Он был принят на работу на строящийся моторный завод. Корпуса цехов недоступны для обзора. Однако прилегающие к первой площадке предприятия - Южный и Восточный поселки, начало которым было положено зданиями в стиле конструктивизма - обязаны своим появлением творческой одаренности и неуемной фантазии Валентина Оттовича Вайднера. В 1933 году он принял участие и в проектировании дома отдыха Совнаркома Башкирской АССР (ныне санаторий «Юматово»).

Жизнь архитектора трагически оборвалась: он попал под жернова коллективных репрессий 1937 - 1938 годов. Вычищены были архивы, надолго вычеркнутым оказалось его имя со страниц печатных изданий. По этой причине мы можем предложить лишь фотографии выстроенных им интересных зданий, но нет возможности напечатать фотографию замечательного архитектора-уфимца.

Автор: Радмир ЯНГИРОВ.