Уфимская мастерская Михаила Нестерова

Уфимская мастерская Михаила Нестерова
«Мастерская у меня очень удобная, в три окна, и больших. Словом, в подобной мастерской я работаю впервые», - писал Нестеров из Уфы в конце декабря 1888 года художнику и коллекционеру икон Илье Остроухову. Где же была эта мастерская, в которой были написаны "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею"?

В художественном музее имени Нестерова хранится небольшая картина «В Уфе", на которой изображены торговые ряды и строящаяся Александровская часовня. Хорошо видна деревянная арка между домами, позже заменённая каменной. Это вид со стороны отчего дома Михаила Васильевича на Центральной (Ленина). Похоже, мастерская находилась в одном из строений родительской усадьбы, которую снесли в середине 50-х.

Сорок лет мемориальная доска, установленная в1962 году на здании гостиницы "Агидель", гласила, что на этом месте стоял дом, в котором родился великий русский художник. На самом деле никто из историков города долгое время не мог с точностью сказать, где именно на этом отрезке улицы находились дома, принадлежавшие Нестеровым. Квартал довольно протяжённый. Памятную табличку прикрепили у входа в кафе "Агидель" ( когда-то"Берёзка"), Конечно, совсем не там, где нужно.Торопились, как всегда. А краеведы продолжали спорить, разглядывая по очереди старинную открытку со зданиями на Центральной. Большинству почему-то нравился домик перед "Ателье художественной фотографии Модерн" С.Д. Богатова, высоченный павильон которого венчала стеклянная крыша. Чем не мастерская?????Но вдруг "нашлась" вот эта фотография Аполлония Зираха, сделанная им 1 мая 1917 года с балкона Аксаковского народного дома (театр оперы и балета). На снимке бурлит демонстрация. А на противоположной стороне улицы белеют два дома, большой и маленький, соединённые красивыми каменными воротами. Это и есть усадьба Нестеровых.



До осени 1914 года Михаил Васильевич владел двумя домами по красной линии улицы Центральной. К тому времени родители его умерли, в 1913 году скончалась и сестра Александра Васильевна. Последний раз художник приезжал в родной город в сентябре 1914 года, как он сам писал, «кончать с домом». Усадьбу приобрело Уфимское губернское земство. Позже большой дом арендовал Губернский книжный склад, вывеску которого можно разглядеть на снимке Зираха. Это в первую очередь помогло уточнить местонахождение усадьбы.

Слева от Нестеровых находилась аптека Суйковской, потом она перешла к Дворжецу. Когда в Уфе начали крутить кино, к аптеке был пристроен кинотеатр «Новый фурор» (в советское время «Урал», «Акмулла», «Яналиф» и, с 1940 года "Октябрь").

В первые же годы советской власти в доме работала библиотека. Флигелю повезло меньше.во времена НЭПа в нём открыли пивнушку. Никто из посетителей забегаловки и не подозревал о том, что здесь, в этом домике в три окна, когда-то создавались шедевры русской живописи.

В 2012 году на гостиничной стене была установлена новая мемориальная доска. Теперь уже почти правильно, приблизительно там, где стоял нестеровский дом. Так завершилось ещё одно расследование моего друга, краеведа и журналиста Анатолия Чечухи. Того самого, помните, что разыскал на улице Зенцова место, где стоял дом детства Рудольфа Нуреева.



Фрагмент зираховской фотографии. Второй снимок, флигеля, сделан в 1940-е

Рашида КРАСНОВА.