Сокровища древней Уфы: роскошь византийского золота и иранского серебра

Сокровища древней Уфы: роскошь византийского золота и иранского серебра
Золотые медальоны, перстни, височные подвески и не менее изящные золотые колты (украшения, видимо, крепившиеся на волосы), серьги, серебряные позолоченные медальоны с изображением человеческих лиц, фрагменты серебряных позолоченных ножен, серебряные пряжки ремней, монеты римских императоров Константина II, его брата Констанция II (IV век н.э.), серебряная застежка-фибула и даже стеклянная чаша византийской работы - это еще далеко не все драгоценные находки, обнаруженные в Уфе только в XX веке – в результате раскопок или даже случайно.

Информация о том, что наш город богат на подобные находки, была на слуху и до этого. Например, в «Оренбургских ведомостях» № 8 за 1852 год находим сообщение, что в 1784 году уфимский наместник генерал-поручик Якабий [И.В. Якоби - прим. ред.] представил императрице Екатерине II «конский прибор» чистого золота, найденный в Уфе в кургане, срытом при постройке присутственных мест. А в номере газеты «Уфимские губернские ведомости» от 11 мая 1868 года есть статья о раскопках члена Московского Археологического Общества одного из «курганов близ Магометанского кладбища»), где среди прочего было найдено «две серебренные пластинки, из них одна обвита тоненьким, в бумажный лист толщины, серебренным вызолоченным листком».



Обо всем этом – наш разговор с автором выставки - заведующей отделом археологии Национального музея, кандидатом исторических наук Ридой Руслановой.

- Погребения и места находок разбросаны по многим местам столицы: Дежневский, Новиковский курганы, могильник «Чайка-1», но особенно много драгоценных артефактов обнаружено, конечно, в центре Уфы…

- Да. Эти погребения на улицах Тукаева, Карла Маркса, Ленина, Аксакова я называю «уфимской Долиной царей». В столичной археологии же они известны как «Уфимские курганы». Там проводились раскопки, они доисследовались при строительстве домов, прокладке траншей на Тукаева. В конце 1930-х годов, когда археологические исследования были не в почете, ими занимался М.И. Касьянов, основатель отдела археологии нашего музея, – и благодаря ему были спасены уникальные погребения эпохи раннего Средневековья, найденные при строительстве корпусов Медуниверситета. Кстати, еще одна большая ценность, представленная на выставке, - полевые дневники знаменитого краеведа П.Ф. Ищерикова и М.И. Касьянова.

В эпоху раннего Средневековья (III - VIII века нашей эры) территория Уфы была заселена потомками финно-угорских племен, археологически называемых бахмутинской культурой, а в 6-7 веках н.э. сюда пришли другие племена – носители турбаслинской культуры (она впервые открыта и хорошо изучена именно по Новотурбаслинским курганам). Они участвовали в войне с Ираном на стороне Византии, и поскольку Византия победила, их вожди получили в дар золотые украшения. Центральным, значимым по фортификационным сооружениям поселением, где они жили, было городище Уфа-II. Их погребения –и есть Уфимские курганы.

И этой выставкой мы хотели показать, что в Уфе в середине I тысячелетия нашей эры проживала группа людей, обладавшая высоким аристократическим статусом – то есть Уфимский полуостров был крупным центром власти.




 - Получается, что золото появилось вместе с турбаслинскими племенами, а до этого его не было?

- Есть и артефакты начала VI века, их буквально две штуки – это гривна (шейное украшение из золота) и золотая серьга I в. н.э. (эпоха раннего железа). Значит, и в то время здесь жили люди, обладавшие высоким статусом – золото всегда свидетельствует об этом.

- Ну а знаменитые серебряные блюда из Сасанидского Ирана, случайно найденные в 1941 году на Советской площади, - откуда они?

- В нашем музее хранятся гальванокопии, оригиналы - в Эрмитаже. Это, скорее всего, предметы торгово-обменных операций, которые поступили сюда из Ирана по Бельскому сухопутному пути. В любом случае хочется сказать, что Уфа в раннем Средневековье была значимым пунктом для торговых или миграционных потоков. Находки, обнаруженные в разные годы, свидетельствуют о налаженных контактах с Причерноморьем, Кавказом, Средней Азией, Поволжьем, Сибирью и Прикамьем.

- Возможно, и сегодня в Уфе есть что раскапывать?

- На территории Уфимского полуострова около 100 объектов археологического наследия.

Человек начал заселять его еще с каменного века: первые памятники относятся к VII тысячелетию до нашей эры - эпохе мезолита. Образованный слиянием двух крупных магистралей - Белой и Уфимки – он был напитан мелкими речками с ценной рыбой, ручьями, родниками. Дубовые рощи давали обилие зверя, материала для возведения стен, холмистый ландшафт выгодно использовался жителями для обороны, а заливные площадки - для выпаса домашних животных. Расположение Уфимского плато на стыке леса и степи, гор и равнины сделало его площадкой, на которой с древнейших времен и до сегодняшнего дня сходились народы, различные по виду, вере и языку.



Очень много памятников эпохи раннего Средневековья, и этой осенью наш сотрудник Александр Кутуев обнаружил еще два новых. То есть потенциал Уфы очень высок - как в рамках уже имеющихся объектов, так и в плане обнаружения новых.

- А вы будете их раскапывать?

- Новые памятники находятся в лесной полосе, они могут быть пока законсервированы. Вообще археология сейчас не должна копать по желанию: многим древним курганам и поселениям грозит разрушение – в результате эрозии почв, деятельности человека, в том числе «черных копателей» - и надо направить свое внимание в первую очередь на них.

При этом у каждого археолога есть еще свои научные интересы. Меня волнует как раз обсуждаемое нами время - середина I тысячелетия нашей эры, и поэтому я планирую продолжить раскопки Бирского могильника. Это археологический памятник одного времени с городищем Уфа-II и Уфимскими курганами: он начал функционировать в III веке н.э., а прекратил в VIII – немного раньше, чем Уфа-II. Кстати, в погребении на улице Карла Маркса найдена византийская стеклянная чаша V-VI вв. н.э., а в Бирском могильнике – похожий стеклянный кубок на ножке. А всего там более 700 погребений.

- И там похоронены представители тех же народов?

- Да, встречается та же самая местная бахмутинская культура, турбаслинцы и пришедшие в 7-8 веках кушнаренковские и караякуповские племена. Естественно, каждый памятник уникален – просто они хронологически едины.

- Что дают раскопки могильника?



- Раскопки уже известных культур дают уточнение временных рамок, плюс предметы и костюмные комплексы – и времена их использования, новую информацию об обменных, торговых и миграционных потоках и путях. Изучая генетику погребений Бирского некрополя, мы сможем узнать о происхождении населения, которое его оставило, о его потомках – словом, каждый раз получаем очень большой объем информации. Но, конечно, тут для каждой области нужны свои специалисты. И я думаю, что они приедут, ведь и Уфа-II, и Уфимские курганы, и Бирский могильник – памятники как минимум европейского уровня. Здесь встречаются предметы, которые бытовали на всем широком пространстве Восточной и Западной Европы (например, поясная гарнитура, кубки, медальоны).
Вообще могу раскрыть секрет: мы запланировали цикл выставок, лекториев, городских иммерсивных событий и представлений. Получится крупный выставочный проект, раскрывающий исторический код Уфы.

 Екатерина КЛИМОВИЧ.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.