Неизвестный дом Мустая

Неизвестный дом Мустая

Википедия и справочники напоминают, что в последние годы народный поэт Башкортостана Мустай Карим жил в доме № 5 по улице Энгельса, где установлен мемориальный барельеф. Однако люди, дружившие с ним, больше помнят другой дом, где кипела жизнь, куда заглядывали в гости мировые знаменитости и просто соседи.

Полуденное солнце лениво плавит обычный уфимский двор дома № 31/33 на углу улиц Кирова - Ленина, огороженный шлагбаумом и заполненный иномарками. Лишь изредка появляются люди, чтобы исчезнуть в темноте подъездов, и кого ни спроси, знают, что здесь, в обычной квартире на третьем этаже жил знаменитый писатель.

- У нас был веселый двор, сейчас, к сожалению, нас, старожилов, осталось человек 7-8, - говорит пенсионер в морской фуражке Константин Филюшин, живущий здесь около 60 лет. – Мустафу Сафича любили и дети, и взрослые, золотой был человек! Меня, тогда мелкого щегла, он называл с акцентом «Куштя» и ласково трепал по щеке.

Во дворе на месте новой многоэтажки раньше стояли гаражи, куда загонял своего верного «коня» – «Волгу» ГАЗ-21 – и Мустай Карим. Пока он возился с починкой автомобиля, жена Рауза сидела рядом, на дворовой скамеечке. Была и беседка, где писатель общался с соседями, не обделяя вниманием и детвору. Он часто сажал ребятишек в свою машину и катал по городу.

Константин Филюшин отметил, что общение с народным поэтом продолжилось и в более зрелые годы: тот приглашал его домой, как и других соседей, где гостей всегда ждал заботливо накрытый стол. Квартира, как и ее убранство, не отличалась от жилья уфимцев той поры, поражала лишь огромная библиотека.

- Больше всего мне запомнился случай, когда он отмечал юбилей в ресторане гостиницы «Башкирия», где я работал простым водителем, - говорит Константин Филюшин. – Он встречал гостей, среди которых были руководители республики и другие высокопоставленные люди. А тут я подъехал, и в первую очередь он подошел ко мне, простому шоферу, обнял и поцеловал. Я был растроган до глубины души!

На стене квартиры известного фотографа Вячеслава Стрижевского висит портрет Мустая Карима, на котором он оставил автограф со словами: «Слава, прими мою многолетнюю братскую приязнь. 1984 год 20 века». В дом № 31/33 он захаживал часто, а фирменные беляши Раузы Суфьяновны запомнил навсегда.



- Знакомство началось с заказной съемки для буклета и продолжилось многие годы, - говорит Вячеслав Александрович. – В общении Мустафа Сафич был очень прост и при этом мудр. А в гости к нему ходили много людей, друзей, в том числе и недоброжелателей, но он ко всем был внимателен и добр.

Союз писателей на выезде

- Мне запомнилась атмосфера братства в писательской среде. Папе тогда часто приходилось ездить в Москву, причем на поезде. И его всегда встречала шумная компания друзей - Назар Наджми, Муса Гали, Габдулла Ахметшин, Гилемдар Рамазанов, - вспоминает дочь Альфия Каримова. - Потом все являлись к нам, накрывался стол с московскими гостинцами и мамиными кулинарными шедеврами, и начинались страстные беседы, иногда длившиеся до утра. Такой ритуал сложился сам собой. В детской памяти отложились беседы с Баязитом Бикбаем – он был большим юмористом, со мной тоже шутил, иногда его «приколы» я воспринимала всерьез.

В середине ХХ века Союз писателей Башкирии занимал всего две комнатки в тогдашнем здании Совмина на Советской площади, поэтому дом Мустафы Сафича отчасти выполнял роль неформального штаба, дискуссионной площадки. Кроме башкирских писателей, к нему приезжали «далекие» друзья – Михаил Дудин, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Давид Кугультинов, Николай Атаров.

Одним из друзей стал и управляющий стройтрестом № 3 Леонид Балабан, построивший дом и ставший потом родственником семьи Каримовых. Познакомил их первый секретарь Башкирского обкома Зия Нуриев, попросивший учесть пожелания будущего новосела - народного поэта. Встретившись впервые по бытовому поводу, они оказались близки друг другу по взглядам на жизнь.

«Сталинка» для поэта

Дом строился в конце 50-х - начале 60-х в основном для работников завода имени Кирова, тогда называвшегося почтовый ящик 85 и впоследствии ставшего холдингом БЭТО. Здесь жили не только директор предприятия, главные инженеры, но и такие известные люди, как бывший глава Военного комиссариата республики, генерал Петр Шапошников, известные писатели, ученые. После переезда семьи Каримовых в квартиру заселился писатель Газим Шафиков. Сейчас в знаменитой квартире живет молодая семья с детьми.

- Такие пятиэтажки строили по всей стране, от Владивостока до Калининграда. У нас они составляют основную часть жилого фонда, особенно по проспекту Октября, – говорит заслуженный архитектор РБ Дмитрий Винкельман. – Архитекторам «Башкиргражданпроекта» пришлось действовать по строго установленным нормативам, но дом все-таки выделялся тем, что имеет необычную угловую форму, выходящую на две улицы. На Ленина нижний этаж застеклен, чтобы использовать для аренды различными магазинами и банками.

И сейчас живет рядом

По воспоминаниям Альфии Мустаевны, поблизости в частном доме, который не сохранился до наших дней студент Мустафа Каримов снимал комнату в доме Хадии-апы, ее родная племянница Рауза стала избранницей влюбленного поэта. Рауза и Мустафа любили этот тихий уголок Уфы и часто гуляли в том квартале, став мужем и женой. Не случайно их любимую улицу Социалистическую переименовали в Мустая Карима.

А в 2013 году на площадке перед Домом профсоюзов была открыта скульптурная композиция.

- Это одно из красивейших мест Уфы. Не случайно, что улица носит имя отца, эти места были очень ему дороги, - рассказала Альфия Мустаевна. – Здесь он познакомился со своей любовью, моей мамой, отсюда ушел на фронт и сюда же вернулся. Каждый день он гулял по этим дорожкам, знал каждое деревце. И любил встречаться с людьми, общаться с молодежью, помня, что будущее нашего общества в юном поколении.

Скульптурная композиция впечатляет размерами – в высоту шесть, а в длину пятнадцать метров. Автором композиции выступил народный художник России, известный московский скульптор Андрей Ковальчук. Широким шагом поэт устремляется навстречу людям, за ним стайкой разлетаются страницы из его книг, а самые яркие образы оживают и вновь страдают, ненавидят, любят…

- Это один из лучших памятников поэту России, - считает народный поэт Татарстана Ринат Харис. - В бронзе воплощено все его творчество и даже отдельные произведения. Я общался с ним долгие годы, Мустафа Сафич был для меня учителем с большой буквы, наставником. Он всегда меня понимал, давал мудрые советы. Мне кажется, он и сейчас стоит бронзовый и слышит нас, а мудрые наставления можно найти в его произведениях.
По словам Альфии Мустаевны, жизнь в старом доме осталась пластом самых светлых воспоминаний:

- Почти каждый, кто знал, где живет мой папа, мог запросто зай-ти к нам домой и быть встреченным как дорогой гость. Для меня та квартира - часть большой светлой жизни, которую можно разматывать и разглядывать без конца.

Зиля БАДРИЕВА.

Фото Валерия ШАХОВА и из личных архивов семьи Мустая Карима