Легенды Уфы: сады Шохова

Легенды Уфы: сады Шохова

Давно ли вы, уважаемые уфимцы, были в заводском квартале на улице Красина? Согласитесь, не самый уютный уголок Уфы, неиспользуемый корпус Агрегатного завода на углу Революционной и Айской тоже настроения не добавляет.

А можете себе представить, что в середине прошлого столетия вместо угнетающей взор многоэтажки на Красина, 19, где теперь под монотонный звук соседней стройки день и ночь снуют вереницы автомобилей, была умиротворяющая тишина?

Нарушали безмолвие лишь трели птиц и гудение пчел, собирающих в узоре солнца пыльцу с зеленых обитателей диковинного сада. Вообще, если погрузиться в историю, то Уфа традиционно славилась приусадебным садоводством и считалась зеленым городом.



Если бы нам хоть на денек удалось попасть в прошлое и пройтись по тенистым аллеям, то мы непременно побывали бы в Саду Салавата Юлаева (который горожане порой по-прежнему называют Случевским), в «Саду общества трезвости» (ныне переименованном в имени Ивана Якутова), в Саду имени Аксакова. Все эти любимые места отдыха уфимцев не раз упомянуты в очерках и рассказах краеведов, но был еще один зеленый уголок, который для многих все еще остается белым пятном – сад Шохова.

О его существовании нам рассказал один из уфимцев, проживающих на улице Красина. Владимир Павлов (сегодня ему седьмой десяток) переселился сюда вместе с семьей из Демы в середине 60-х годов прошлого века шестилетним мальчишкой, пошел в школу… И куда только не заносило его вместе с ровесниками, такими же любознательными, как он, сорванцами, шальное детство.

– Через дорогу в красном кирпичном здании была старинная кузница, заброшенная еще со времен революции. На ней висел большой амбарный замок. Нам с товарищами было любопытно, что находится внутри, и мы залезали вовнутрь через дымоходную трубу. Там под огромным слоем пыли стояли две наковальни: большая с изображением двуглавого орла и поменьше. С правой стороны кузницы были две улицы, состоящие из нескольких домов. А за ними, где сейчас находится общежитие, за высоким забором с колючей проволокой, – сад Шохова, простиравшийся от улицы Гафури до бани на Зенцова. С крыши кузницы спускались в сад, где росли желтые сливы (раньше это была редкость), яблоки, груши, грецкие орехи. Мы срывали их, даже не зная, что это такое, и очень сильно пачкались, когда снимали
зеленую кожуру. Рот и руки были будто йодом обмазаны. Внутри стеклянной веранды, больше напоминавшей теплицу, можно было разглядеть фотографию самого хозяина с выдающимся русским биологом и селекционером Иваном Мичуриным. Как звали самого Шохова, не помню, но могу сказать, что дом, в котором он жил, находился на Гафури, 90, где мы набирали воду. У него были две овчарки: Рига – восточно-европейская и Байкал – черная немецкая, от которых спасались бегством. Домработница возила Шохова на инвалидной коляске. И как-то раз, увидев нас, сказала: «Ребята, вы прекратите пробираться в сад, лучше приходите к нам, сами наберете, чего захотите. Владелец сада тогда уже был очень стар. Я помню его летом в жару в вывернутом наизнанку тулупе и в пуховом платке, – вспоминает Владимир Павлов.




Упоминание о Шохове мы нашли лишь в единственном источнике – «Книге о Башкирии» Рамиля Хакимова с рассказами для детей, выпущенной в 1964 году, и наконец узнали его полное имя: Валентин Васильевич Шохов. Он заведовал биологической секцией Дома пионеров, позже получившего имя Комарова.

«Где бы ни появился этот высокий седой человек — всегда в его руках трепещут нежные розы. Это его любимые цветы. Если иногда и встретится Валентин Васильевич без роз, значит, он только что подарил их кому-нибудь», – цитируем автора.

 Согласно исторической справке, хранящейся в архиве Дворца детского творчества им. В. Комарова, методист гороно В.В Шохов, работавший у них по совместительству в юннатском отделе, построил теплицу и разбил еще один фруктовый сад, где молодые садоводы проводили опытную работу. В середине 90-х теплица отделилась и получила статус детского эколого-биологического центра (находится по адресу М. Карима, 69/2).


Сад был небольшой, всего 14 соток, но пройти по его аллеям было все равно что совершить кругосветное путешествие.

 Королева роз «Глория-дэй», немецкие ирисы, китайские царственные лилии регале, африканские диморфотеки, а также растения индийские и кавказские, карельские и дальневосточные, балканские и среднеазиатские. Сотни групп, по 20-30 посетителей в день, до трех тысяч экскурсантов в год: учителей школьников и просто горожан принимал благоухающий островок. И посетив это удивительное место, можно было не только восхититься невиданному цветку из Японии, дереву из Северной Америки, декоративному растению из Южной Африки, но приобрести семена.
На одну из таких экскурсий в сад Шохова привели ребят экологического отряда «Школьное лесничество» школы №43. Среди них была и заведующая ныне «Лимонарием» Фарида Валиевна Садыкова.

– Мой папа Валий Садыков был лесничим в Зианчуринском районе, часто брал меня с собой на работу. Позже (в 1967-68 годах) мы переехали в Уфу и жили в частном доме в кордоне Демского лесничества, поэтому местную флору я знала очень хорошо. Кроме того, от школьного лесничества часто выезжали на прополку (мы работали на посадках Демского лесничества, сада Салавата Юлаева), была вместе с папой в парке имени Гафури, его они только начали засаживать с нуля. Хороший был Ботанический сад, где работала дендрологом Александра Сергеевна Сахарова, очень богатая и пышная растительность в парке им. И Якутова. В Непейцевском дендропарке, относившемся тогда к башкирской опытной станции, внедряли экзотические растения. Однако неизгладимое впечатление оставил сад Шохова. Туда в 6-7 классе отвела классная руководительница Тамара Дмитриевна, эвакуированная ленинградка. Нас приветливо встретил высокий, худощавый, седовласый мужчина (это, я думаю, был Валентин Шохов) и провел по оранжерее. Там были очень интересные деревья, каких я раньше не видела. Видела георгины с гладиолусами, ирисы, лилии, а вдоль тропинки – растения с огромными экзотическими листьями. Жаль, что не было возможности сфотографировать. После этого похода я начала коллекционировать цветы.


Из рассказа Владимира Павлова и справки, которую мы получили во Дворце детского творчества имени Комарова, становится понятно, что речь идет о разных садах. Очевидно, первый принадлежал непосредственно самому Шохову, а второй был разбит на опытном участке Дворца пионеров, куда и водили на экскурсию уфимских школьников.
Хотелось, чтобы наши читатели помогли восполнить эту страницу истории Уфы, и она получила бы продолжение.


Мария НИКОЛАЕВА.