Как создавался Максимовский аэродром в Уфе

Как создавался Максимовский аэродром в Уфе

«С полгодика можно при таких харчах жить коммуной, а там побьют фашистов и поедем обратно в Рыбинск». Так думали работники рыбинского аэродрома и летно-испытательной станции, добравшись в конце нелегкого пути до Уфы…

За первые полгода войны из европейской части СССР было перевезено на юг и на восток полторы тысячи крупных промышленных предприятий и свыше десяти миллионов граждан. В кратчайшие сроки они воссоздали свои предприятия и принялись ковать оружие Победы.

Создание и ударная работа Максимовского аэродрома Уфимского моторного завода (ныне ПАО «ОДК-УМПО» - одна из ярких страниц в истории Максимовки, и она представлена в музее местной школы №53.

Эти героические дни нашли свое отражение в воспоминаниях Ивана Петровича Летучина - начальника эшелона и пом. начальника летно-испытательного отряда, которые хранятся здесь.  В октябре И.П. Летучин вместе с будущим директором объединенного завода Василием Петровичем Баландиным прилетел в Уфу. По приказу Баландина он совершил облет окрестностей Уфы, однако подходящее место для аэродрома - возле Курочкиной горы - нашлось далеко не сразу. Затем он улетел обратно в Рыбинск и возглавил эшелон с семьями летчиков и инженеров и оборудованием.
«В пути находились более 20 дней, - вспоминает он. - На воздухе и в теплушках холодно, обогревались день и ночь, подтапливая железные печки, дежуря поочередно. Ближе к Уфе стало еще холоднее, пошли морозы, за ночь теплые укрытия - одеяла, шубы и прочее тех, кто спал у стен, примерзали к вагонной обшивке, особенно тяжело было детям. Не было дров, кончились продукты. На остановках в пути запасались топливом: брали на станциях все, что могло гореть. Стоя в больших очередях в буфетах или специальных киосках, получали: чай, кофе и холодный гуляш с небольшим количеством хлеба. Двигались очень медленно, некоторые вылезали из вагонов, искали дрова по пути, бегали в ближайшие деревни менять вещи на продукты, а у кого была соль, меняли ее. Отстающие догоняли эшелон пешком на следующей станции.

Прибыли в Уфу на станцию Черниковка в 12 часов ночи, по телефону я доложил об этом лично Баландину В.П. По его распоряжению нас быстро перевезли в зрительный зал клуба «Ударник». Устроились на полу кто как мог. В клубе было тепло, светло и горячая вода, и после дорожных переживаний все крепко уснули… Несколько обрадовало нас, что в Уфе и Черниковке было в магазинах и на рынке много продуктов. Но зима продолжала крепчать, морозы доходили до 50 градусов, снега выпало зимой много, одноэтажные дома были занесены до крыш».


Затем рыбинские семьи расселили по домам. «Население Максимовки встретило нас доброжелательно, т.к. в каждом доме, в каждой семье кто-то был на фронте, и мы чувствовали себя как родные, делили пополам все радости и неудачи. Многие из женщин и взрослых детей работали на моторостроительном заводе», - продолжает Летучин.

17 декабря был подписан приказ о создании объединенного завода №26, а уже 19 декабря перед Летучиным и его коллегами была поставлена задача создать аэродром: провести разметку для организации взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, укатку аэродрома, создать план возведения служебных помещений (на первое время были реквизированы помещения Максимовского совхоза, а затем и школы). 22 декабря аэродром был готов и принят к эксплуатации в зимних условиях. Затем сюда были перегнаны все рыбинские самолеты. Начальником аэродрома и ОЛИС продолжал оставаться А.В. Максимов, с 1942 года - ленинградский летчик П.К Маслюженко. Летчики-испытатели, инженеры и бортмеханики под руководством главного конструктора завода Владимира Климова вновь принялись совершенствовать надежность изделий завода и скорость самолетов: СБ, ЛАГ, ЯК-1, Пе-2, РК. А в 1942 году началось создание Як-3 - одного из самых легких и быстрых истребителей Великой Отечественной.

Велика была и роль транспортных самолетов: они обеспечивали доставку дефицитных материалов (в основном с уральских заводов) и агрегатов. В 1942 году по распоряжению главного металлурга завода Михаила Алексеевича Ферина транспортник Ли-2 с экипажем Т.Н. Бернацкого совершил полет в осажденный Ленинград. Также на аэродром прилетало много самолетов с других заводов за изделиями.

Одна стена музея полностью отдана фотографиям тружеников аэродрома военного и послевоенного - реактивного - времени: уже в первый послевоенный год завод одним из первых в отрасли приступил к производству реактивных двигателей РД-10А для истребителей «Як» и «Ла». Около 40 летчиков и инженеров награждены орденами Красной Звезды, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», орденом Отечественной войны. Аэродром дал стране трех летчиков - Героев Советского Союза: А.И. Кобелева, И.В. Максимчу и А.В. Вакульского.
Над стендом расположился большой деревянный самолетный винт (многие крылатые машины великой войны, особенно поначалу, не были полностью стальными). Под стеклом - вещи пилотов: дневники, журналы, пилотки, ордена, летные книжки, а также модели самолетов, на которые ставились первые моторы УМЗ, прекрасно выполненные ветераном аэродрома Александром Дьяконовым (он трудился здесь авиационным техником). Например, медали и сведения о бортмеханике I класса Алексее Сошневском (1920-1985 гг.): летный стаж в авиаотряде УМПО - 29 лет, официальный налет - 21 000 часов (т.е. 2 года и 145 дней непрерывного нахождения в воздухе).

Музей хранит и сведения о максимовцах - героях фронтов Великой Отечественной, в том числе трех летчиках - Героях Советского Союза. Есть здесь книга и о жителях поселка – участниках Первой мировой войны. Да и вообще это чрезвычайно интересный микрорайон: вы, например, знали, что поселок образован в 1611 году? И уже собраны сведения о потомках одного из максимовцев, рожденных в 1674 году. Плюс несколько прялок, чесала для шерсти, самовары, лапти, ступа с пестом, бюсты Ленина и Пушкина, проигрыватель с пластинкой студии «Мелодия», чугунный утюг, съемные лезвия коньков, старинные телефоны. Истории Максимовки и ее школы можно посвятить отдельную статью.

И снова тема войны: полевые телефоны, поставленные по ленд-лизу, фотографии, письма фронтовиков…

История делается гораздо более близкой и интересной, когда мы видим ее предметно – в виде вещи, к которым прикасались, с которыми работали руки наших предков. И здесь берегут свою историю.

Екатерина КЛИМОВИЧ.