Дегтяревы: корни и крона

Дегтяревы: корни и крона

У известного российского ученого, политика и общественного деятеля Александра Дегтярева сегодня, 8 апреля, юбилей.

Мог ли паренек из башкирской глубинки представить, что его ждет такая насыщенная и яркая жизнь? Но предпосылки к этому были. Он вырос в учительской семье, где слова «честь», «правда», «ответственность» не были пустым звуком. Об этом говорит вся история рода Дегтяревых.

В Бирском районе, километрах в семидесяти от Уфы, на холмистой местности, покрытой перелесками, на правом берегу Белой раскинулось село Старо-Петрово. Из трех его улиц две протянулись с востока на запад, а третья - вдоль гужевого зимнего пути из Янаула в Уфу.

 Край мастеров

 Село с двухсотлетней историей когда-то насчитывало более трехсот дворов, среди которых каменный был только один - дом-лавка, принадлежащий купцам Соколовым, позже, в советское время, его переделали под сельский кооператив. По местной легенде начало поселению положили монахини. В начале XVIII века они нашли родник, вода из которого поразила их живительной силой. Рядом с ним послушницы выстроили церковь, а тот родник получил название Святой. Кстати, жители села пользовались им до 70-х годов прошлого века, пока не построили водопровод. Но своей удивительной силы родник не утратил и поныне.


Два брата – Женя и Саша

В 1897 году в Старо-Петрово основали церковно-приходскую школу, где обучались дети из окрестных деревень. Первым учителем был, видимо, Дьяков, служивший в церкви дьяком, преподавал закон божий. Два класса в местной школе окончил Александр Гаврилович Дегтярев. Он родился в 1888 году и выделялся среди сверстников старательностью и тягой к учебе. Легко овладел письмом и арифметикой, поэтому, став взрослым, сначала служил писарем в сельском совете, а с приходом советской власти стал счетоводом колхоза имени Жданова.


Александр Гаврилович Дегтярев


  Еще до революции Старо-Петрово славилось ремесленниками – мастерами своего дела. Работали здесь умелые шорники, изготовлявшие сбрую для лошадей; столяры, мастерившие не только немудреную крестьянскую мебель, но и дошедшие до наших дней резные наличники и карнизы; портные, выносившие свою продукцию на ярмарки. Из семьи портных была и жена Дегтярева - Феодосия Мироновна, урожденная Осотова. Жили дружно, рачительно, сообща растили четверых детей – сына Николая и трех дочек Валю, Марию и Любу. В 1937 году, когда сгорело почти все село, отец с сыном возвели новые сараи для скота, возили корм и дрова. Никогда Дегтярев-старший не забывал спросить за порученное дело, а любимым занятием Александра Гавриловича было садоводство. Тут он постоянно экспериментировал и часто собирал большие урожаи сезонных овощей и фруктов.

Времена были непростые, и семье порой приходилось беречь каждую копейку, чтобы просто справить детворе новую обувку. Как-то на шумном базаре в Бирске Александр Гаврилович «из-под полы» купил тюк сукна – на пальто детям. Но радость от покупки была недолгой. Приехав домой, обнаружил в рулоне ткани… кирпичи. Концы тюка были настолько искусно заделаны, что впопыхах покупатель не разглядел товар, а спекулянт на это и рассчитывал.
Одеть-обуть, накормить четверых ребятишек было не самой главной задачей - больше всего Дегтяревы стремились дать сыну и дочкам хорошее образование. Уже перед Великой Отечественной войной и сам Александр Гаврилович учился заочно на юридическом факультете Казанского университета. Удивительно, что поступил он туда с образованием церковно-приходской школы! Но на почве учебы возникло разногласие со старшим сыном.
После окончания семи классов отец заставил Колю учиться в медицинском техникуме, но упрямый парень против воли родителя поступил в педучилище в Благовещенске, а через год перевелся в Бирское педучилище, где и успел окончить до начала войны второй курс.

«Я один из деревни учился после семилетки. Все мои товарищи уже работали. Самовольный поступок имел последствия: помощь от отца почти прекратилась, поддерживала меня только мать. У нее всегда можно было разжиться «красненькой» - так называли тридцатку, но этого едва хватало на питание и жилье. Поэтому мы, студенты, организовывали группы-артели по разгрузке речных судов на Белой», - позже напишет в своих воспоминаниях Николай Александрович.

 Но наступило лето 1941-го, и начавшаяся война прервала не только учебу, но и перечеркнула все планы и мирную жизнь. Уже в июле 18-летнему Николаю Дегтяреву пришла повестка в армию. На прощание Александр Гаврилович крепко обнял сына и долго смотрел вслед, словно предчувствуя, что это была их последняя встреча.

 Возвращение

Через четыре года в родную деревню из восемнадцати парней первого призыва вернулись только двое – два Николая, оба – инвалиды. Николаю Дегтяреву «повезло больше» - ему «только» оторвало осколком снаряда кисть правой руки, а осколок в ноге, вышедший на грязях в Янгантау лишь через 20 лет после войны, и тяжелейшая контузия, обернувшаяся с годами изматывающими головными болями, – это не в счет. Очень сожалел в ту пору он только о том, что не попал в Бронетанковую академию имени Сталина, направление в которую старший техник-лейтенант Дегтярев получил буквально за несколько дней до своего рокового боя в районе немецкого городка Фюрстенвальде, что всего-то был в ста километрах от Берлина. Погиб на войне и Александр Гаврилович Дегтярев, призванный в возрасте около 55-ти лет и служивший в артиллерийском полку корректировщиком. Много лет и усилий Николай Александрович потратил, чтобы найти достоверные сведения о последнем бое отца, а младшего сына назовет потом в его честь – Александром. Бережно сохраняемую братскую могилу под Старой Руссой, в которой похоронен Александр Гаврилович, он все же отыскал - в 1997 году. Тогда и закончилась, наконец, для Николая Александровича Дегтярева та страшная война.


Напутствие выпускникам Старо-Петровской школы


А осенью 1945-го, по прибытии с фронта, молодого офицера-танкиста, награжденного двумя орденами Красного Знамени и медалями, райком партии направил работать парторгом Калинниковской МТС – машинно-тракторной станции. Там, в Калинниках, Николай нашел и свою судьбу – молодую учительницу местной школы Зою Князеву, с которой они создали семью, в декабре 1946 года появился их первенец - сын Евгений. Летом 1947 года Дегтяревы вернулись в родное Старо-Петрово и стали работать в местной школе. В 1952 году род Дегтяревых получил «подкрепление» - в семье появился на свет младший сын Александр.

 Школа

Со временем Николай Александрович заочно окончил Башкирский госуниверситет, начал преподавать историю в старших классах. Вскоре стал завучем, а потом возглавил школу. Его сразу окрестили «народным директором», так как его назначили после череды приезжих (прикомандированных) руководителей, а Дегтярев был своим, деревенским.
Забот на его долю выпало немало. Не хватало абсолютно всего: квалифицированных кадров, учебников, методических материалов, даже школьных досок и парт. Число учеников стало доходить до 300, и не без влияния педагогического коллектива в 1960 году в Старо-Петрово решили построить новую типовую школу. Пришлось много потрудиться и строителям, и сельчанам, и даже ученикам. Ребятам из старших классов очень часто приходилось разгружать машины с кирпичом, цементом, шифером. Но, несмотря на все трудности, школа наконец открылась 1 сентября 1967 года. Учащихся встретили светлые кабинеты, большой спортзал. А до этого, в конце мая, 10 класс, руководителем которого была Зоя Семеновна, заложили капсулу времени с трогательным письмом, адресованным в XXI век:

 «Вы, учащиеся 21 века, уже, возможно, будете летать на Луну на уроках физики, астрономии, географии и других. Так вам будет куда интереснее. Да и в школе у вас будет куда уютнее. Мы завидуем вам – поколению 21 века, но ведь и нам когда-то завидовали. И мы уверены, что уже в 2000 году будем жить при коммунизме. Наше поколение все сделает для этого. Счастливого пути! Наш 10 класс».

 С открытием школы в старинном селе началась новая жизнь, сюда стали приезжать ученики из близлежащих деревень, а учительский коллектив пополнили молодые, творческие педагоги. Десятилетия, отданные педагогической работе на селе, стали для самого Николая Александровича вместе с супругой Зоей Семеновной серьезной профессиональной и жизненной школой. Впоследствии, когда они переедут в Уфу и будут работать в столичной школе, этот опыт пригодится и будет востребован: многие годы, уже после выхода на пенсию Дегтяревы получали десятки писем-поздравлений с Днем учителя от их благодарных учеников.

Горизонты

 Когда читаешь книгу воспоминаний Николая Александровича Дегтярева «Пережитое», особенно в той ее части, что посвящена описанию красоты природы родного края, так и думается, что у тебя в руках «Охотничьи рассказы» Тургенева или Пришвина. Но нет, это все списано с натуры - вблизи деревни Старо-Петрово, где страстный рыбак и охотник Николай Дегтярев проводил свободные дни наедине с природой. Это были его восходы и закаты, его горизонты…

 Глава семейства, несмотря на отсутствие кисти правой руки, изобрел самодельный протез и с его помощью ремонтировал и строил надворные постройки, работал в огороде, водил мотоцикл, потом автомобиль, рыбачил с «прикола», писал дома методички по предметам, затем - мемуары…

«Отцовский дом - крепкий, основательный, а во дворе они с мамой посадили яблони, малину и много цветов. Из деревенской «животины», в силу своей школьной загруженности, родители держали только кур, да некоторое время корову Зорьку. Кстати, тогда активно осуществлялся натуральный товарообмен между жителями Старо-Петрово: мама часто шила для знакомых платья, а отец по ночам печатал односельчанам фотографии, взамен нам приносили молоко, сметану, мед и даже свежее мясо», - рассказывает Александр Николаевич.

Была у народного директора еще одна (помимо рыбалки и охоты) страсть – фотография, которая позволяла расширить горизонты мировосприятия, запечатлеть их для потомков. Еще будучи в 5-6 классе, он и друг Михаил Старцев сами сделали фотоаппарат: подобрали линзу, матовое стекло и делали снимки. Проявитель делали из золы, и лишь после войны у Николая Александровича появился «Фотокор Ф-1», пластинчато-пленочный, а затем «Москва-5», «Киев». Помощь в овладении искусством фотографирования ему оказал один эвакуированный. Из-за отсутствия электричества в деревне оказалось крайне трудно заниматься этим ремеслом. Негде было достать материалы и даже красное стекло, вместо которого часто приходилось использовать алую ткань. Позже Дегтярев открыл в школе фотокружок и старался передать свои навыки ученикам, учителям, а также сыновьям.

 Новенький

 Разница в возрасте у младших Дегтяревых не особо велика – пять с половиной лет, но любознательный Саша во всем хотел догнать Евгения, даже как-то выучил стихотворение на немецком языке из его учебника, которое помнит по сей день. Поэтому ничего удивительного, что после 8-го класса он вслед за старшим братом отправился в Уфу и решил завершать образование в школе № 39, славившейся уже тогда сильными педагогами. В ту пору ею руководил выдающийся директор – Агзам Шакирович Файзуллин, бывший фронтовик, которого все очень уважали за твердый характер и порядочность по отношению ко всем – учителям и школьникам. Ему удалось собрать очень профессиональный коллектив. Так что поступление в одну из лучших школ столицы можно назвать большой жизненной удачей. А вот 9 «Г» - класс, где в основном училась «золотая молодежь» 60-х и на уроках изучали высшую математику, новенького, да еще из деревни, вначале не принял. Протестировали новые одноклассники парня из Старо-Петрово на стрессоустойчивость в первый же день. Вернувшись в класс после перемены, Александр обнаружил, что его место за партой занято. Также демонстративно занятыми оказались еще несколько мест, куда он пытался «приземлиться». Но нашлись два человека, которые предложили сесть рядом с ними - Олег Патаракин и Саша Кононов, ставшие потом друзьями по жизни.

Благодаря доводам старшего брата Александр усвоил, что самостоятельная жизнь в Уфе, в отличие от Старо-Петрово, полна неожиданностей, и надо очень серьезно потрудиться, чтобы стать ее хозяином, а не заложником. С тех пор Александр все свое свободное время отдавал изучению высшей математики, чтобы сначала разобраться в ней (брат, естественно, помогал в этом нелегком деле), а затем – догнать однокашников и, наконец, стать одним из наиболее успешных учеников класса и школы. В 1968 году Александр окончил школу с золотой медалью, а со многими одноклассниками дружит до сих пор.

 Университеты

 В сентябре того же года новоиспеченный первокурсник Александр Дегтярев, сдав вступительную математику на отлично, перешагнул порог alma mater - Авиационного института, где его ждало волнительное событие: легендарный ректор Рыфат Мавлютов организовал встречу с медалистами и дал им жизненную установку «на взлет».
«Без тени сомнения могу назвать его одним из главных наставников в своей жизни. Благодаря своему колоссальному и многогранному таланту, помноженному на неисчерпаемую энергию, Рыфат Рахматуллович превратил УАИ в один из лучших вузов страны. В последующие годы мне повезло быть одним из его ближайших соратников, и мы поддерживали общение вплоть до его кончины в 2000-м», - вспоминает Александр Николаевич.

 Александр Дегтярев – командир стройотряда


Но это будет потом. А тогда, в далеком 1968-м, перед студентом открывалась интересная и насыщенная жизнь. По совету старшего брата, после первого курса Александр Дегтярев, вместо сплава по Инзеру, поехал бойцом в студенческий строительный отряд. В итоге научился класть кирпичи (кстати, здание мебельного цеха в селе Аскино, построенное в далеком 1969 году, до сих пор стоит!), заработал свою первую трудовую зарплату, на которую купил модный тогда транзисторный приемник «ВЭФ-спидола». Позже уже ездил руководителем, где в подчинении было до сорока отрядов, свыше тысячи бойцов.

При отличной учебе Александр успевал активно участвовать в общественной жизни института (стройотряды, школа комсомольского актива, комитет комсомола). Окончив УАИ, получил распределение на вузовскую кафедру (это было в ту пору приоритетом для наиболее успешных абсольвентов – выпускников вузов). Одновременно был избран секретарем комитета комсомола, а после завершения аспирантуры – заместителем, а потом и секретарем парткома УАИ (самым молодым в республике!). К тому времени была уже защищена кандидатская диссертация, которой предшествовала десятилетняя научная работа по специальной тематике, связанной с ракетной техникой, в том числе и на далеких испытательных полигонах. Системный подход и исследовательский опыт, полученный под руководством известного ученого – Зайнуллы Гайфуллиновича Шайхутдинова, сформировали методологический стиль Александра Дегтярева как ученого.

УАИ. Партийная конференция с легендарным ректором Рыфатом Мавлютовым (первый слева)


Пройдя такие «университеты жизни», твердо и уверенно «встав на крыло», Александр Дегтярев оказался в поле зрения областного руководства и уже через пару лет стал завотделом науки и образования обкома партии.

Главное дело жизни

 «Главный урок, который мне преподнес ректор Мавлютов, – это умение организовать команду единомышленников. «Создать какое-либо дело можно только вместе, а развалить дело может один человек», - говорил мудрый Учитель, в чем мне пришлось не раз убеждаться», - отмечает сегодня Александр Николаевич.

Эту максиму ему пришлось проверить на собственном опыте, когда в начале 1990 года Александр Николаевич возглавил Уфимский филиал Московского технологического института, позже преобразованный в Уфимскую государственную академию экономики и сервиса. На посту ректора он проработал 22 года вплоть до избрания в Государственную думу в 2011 году. И по примеру своего наставника сумел вывести скромный филиал на уровень одного из ведущих вузов региона. Постановлением правительства Республики Башкортостан УГАЭС был определен как ведущий образовательный и методический центр для сферы предпринимательства, сферы услуг, туризма и дизайна. Это четыре ниши на рынке труда и образования, в которых академии не было равных.

И конечно, это было безусловным признанием особых личных заслуг руководителя, его таланта, воли и харизмы, как лидера, сумевшего вести за собой большой коллектив к новым достижениям. Сам Александр Николаевич к тому времени уже защитил докторскую диссертацию, стал профессором и автором множества научных трудов по экономике и разработок стратегических программных документов для региона. Кстати, перфекционистский характер Дегтярева проявился и здесь: местом защиты докторской диссертации был определен самый «тяжелый», но потому и авторитетный диссовет в МГУ им. М.В. Ломоносова. В итоге дерзкий расчет молодого ученого оправдался: блестящая защита диссертации и его монографии, вышедших к тому времени в МГУ и Институте российской истории РАН, открыли ему двери в большую науку. Сегодня Александр Николаевич Дегтярев – признанный ученый, имеющий множество научных и государственных наград, сложившуюся научную школу и достойных учеников, более двухсот научных трудов и безусловный авторитет в обществе.

Путевка в жизнь: в УГАЭС выдали дипломы!


 В семье Александра и Ленары Дегтяревых – трое детей: сын Филипп и две дочери – Саида и Арианна. Они еще очень молоды – студенты, школьники, но в них уже сейчас, благодаря созданной родителями атмосфере трудолюбия и творчества, формируется целеустремленный и сильный характер. А это значит, что род Дегтяревых достойно продолжается, крепкие корни – дают мощную крону.

Девиз семьи Дегтяревых: «И труд, и радость, и любовь!»


 …Каждый год Александр Николаевич старается съездить на родину – в Бирский район, в родное Старо-Петрово, чтобы вновь испить ледяной воды из родника, что на верхней окраине деревни. С годами это «возвращение к истокам» становится для всей семьи своеобразным ритуалом. Именно родные края, с которыми связана память об отце, матери и моментах из далекого детства, являются для него местом силы, питающей жизнь.

Альфия ИБРАГИМОВА