Ренарт Шарипов: "Талантов меньше не стало"

Ренарт Шарипов: "Талантов меньше не стало"
О совмещении общественной работы с творчеством мы побеседовали с кандидатом философских наук, писателем, научным сотрудником Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, сопредседателем Комитета по развитию духовной культуры, литературы и искусства Представительства Ассамблеи народов Евразии в РБ Ренартом Шариповым.

— Очень личный вопрос: с чего вдруг у вас появился интерес к фантастике?

— В детстве жил у бабушки, учителя русского языка и литературы в районном центре Бураево. У нее в доме была большая библиотека. Читал все, что захочу. Позже меня увлекла серия книг про Конана-варвара. Вдохновленный этим чтивом, и сам написал в семнадцать лет первый роман, который назвал «Золото грифов». Отец отправил мою рукопись в Петербургское издательство «Северо-Запад», и там его сразу же опубликовали, правда, под другим названием «Зло Валузии». Окрыленный, начал писать вторую книгу «Меч Урала». Отрывки из него были опубликованы в журнале «Ватандаш». И мне позвонил сам Мустай Карим и похвалил. Так и появилось в нашей литературе новое направление, которое назвали «башкирским фэнтези». Кстати, вскоре этому роману исполнится двадцать лет.

— А что было потом?

— В 2000 году Уфа на время стала столицей российских фантастов. Нам удалось провести фестиваль «Уфакон». К нам приехал мэтр литературы Сергей Лукьяненко, автор сценария фильмов про ночной и дневной дозоры. Я тогда был на коне, меня просто раздирали по новостным телеканалам. Именно в этот год мы совместно с Александром Филипповым написали новый роман «Экстернет», где в основу лег сюжет о том, что в мировое галактическое пространство был запущен некий информационный вирус с целью погубить земную цивилизацию…

— Прозорливый сюжет. Иногда действительно кажется, что в человеческое сообщество запущена некая бацилла для его полного уничтожения.

— На этот раз наш роман ни в Москве, ни в Питере не издали. Но в Уфе буквально произошел взрыв интереса к фантастике. Эдуард Байков создал творческое объединение «Фантасофия», объединившее более тысячи человек. Фантасты собирались в планетарии. Но общество вскоре распалось, и они разбежались… А мы с Александром Филипповым начали писать «Мезендиаду», серию повестей об ученом-харизмате Мезенцеве, который в одиночку пытался спасти человечество от всякого зла.

- Ваш рассказ включили в российскую хрестоматию детской литературы?

-Да, «Волчью тризну»…

- Как вы совмещаете научную деятельность и творчество?

- Литературой приходится заниматься урывками: я работаю в Академии наук в институте истории языка и литературы. Совмещать два дела тяжело. Как-то обидно, что мы в литературе отстаем от Казани с Гузель Яхиной и ее Зулейхой и от Перми с Алексеем Ивановым и его географом, который глобус пропил. Осмелюсь утверждать, что в Уфе не меньше талантов, чем в соседних городах, но пока нет особой поддержки и хорошей творческой среды, где литераторы бы раскрывались благодаря, а не вопреки… Мечтаю о повторении «Уфакона» в следующем году.

Беседовал Марат САХИБГАРЕЕВ.