Философия ремонта

Философия ремонта

Ученые определили: когда человек ремонтирует старые вещи и они получают вторую жизнь, в мозгу вырабатывается особое вещество – дофамин – гормон счастья. Вот почему мы даже в наш век потребления, когда можно все купить, продолжаем их реанимировать. Впрочем, это еще и разумно…

Ученые определили: когда человек ремонтирует старые вещи и они получают вторую жизнь, в мозгу вырабатывается особое вещество – дофамин – гормон счастья. Вот почему мы даже в наш век потребления, когда можно все купить, продолжаем их реанимировать. Впрочем, это еще и разумно…

Сезон ремонта - бег по кругу

Сегодня обнаружила, что сапоги просят «каши». Выкинуть жалко, не так долго служили, посмотрела, вполне можно носить дальше, если подклеить. Глянула, где у нас делают ремонт обуви? Да на каждом углу. Можно смело отправляться в любой торговый центр.

А часто ли обычные горожане чинят обувь, одежду, чайники, телевизоры, холодильники? Как живет сфера бытовых услуг?

Дело в «Туфельке»

- Осень, зима, - для нас самая горячая пора, – говорит директор салона обуви «Туфелька» Святослав Литвинов. - В день принимаем 50-60 клиентов. Голову поднять некогда – подбиваем каблуки, ставим набойки, растягиваем голенища. В основном люди заглядывают в мастерскую вечером. С утра клиентов мало, но работы хватает.

Салон хорошо известен в городе и сюда приезжают со всех концов.

- Почините ботинки, - просит посетительница Галина. - Купила сыну в школу, полтора месяца проносил, отошла подошва. Специально приехала к вам из Сипайлово, - только у вас сделают, как надо.

Мастер внимательно осматривает пару, отмечая места, где требуется обновление.

- Приходите за ними через неделю, - говорит он клиентке.

А мы продолжаем беседу. Святослав трудится здесь уже десять лет. Начинал рабочим, учился тонкостям ремесла у более опытного мастера, как он сам говорит, через пот и кровавые мозоли постигал обувную науку.

- Вообще-то я хотел быть ученым, - рассказывает он, - поступил на истфак, проучился год, но волею случая занялся ремонтом обуви и втянулся. Мне понравилось. Сейчас вот уже два года – индивидуальный предприниматель.

- Выгодно ли нынче заниматься ремонтом? Сейчас многие предпочитают не утруждать себя починкой старых вещей?

- Что вы! Ситуация сейчас как раз наоборот, люди стараются экономить. Круг клиентов у нас довольно широкий. В основном это ниша – мигрантов, приезжих, занимающихся этим не от хорошей жизни. Нам они не конкуренты, и, скажем прямо, наши клиенты привыкли к хорошему, и уж на ремонте экономить не станут.

- Подняли цену за свой труд?

- Немного, это связано с подорожанием материалов, особенно импортных. Резиновая набойка обойдется в 200 рублей, полиуретановая – в 250, металлическая – 220.

- С какими проблемами вы столкнулись, занявшись этим бизнесом?

- Когда стал предпринимателем, забыл, что такое больничные, отгулы. Не важно, как ты себя чувствуешь, каждый день надо работать. Проблем немало, к примеру, найти хорошую швею, профессия стала дефицитной.

- Если к вам придет кто-то из молодых ребят - примете ли вы его?

- Вот так с улицы? Вряд ли. К сожалению, порой не подходят даже те, кто в этой сфере не один десяток лет. У нас определенные требования к качеству. Сейчас у меня есть ученик, которому передаю все премудрости обувного дела. Работа интересная, в чем-то творческая, приносит стабильный доход, что немаловажно. Ведь с тех пор, как люди стали носить обувь, существует потребность в ее ремонте. Так было и будет. Это – одна из вечных профессий.
Мой собеседник занялся очередной парой сапог, а мы продолжили свой путь по ремонтным мастерским и вспомнили про известную каждому уфимцу «Рембыттехнику». В свое время предприятие занимало целое здание на улице Рихарде Зорге,12/2, там ремонтировали все - от холодильника до зонтика.

Вторая жизнь для чайника

Предприятие функционирует по сей день, но, увы, уже не в таком масштабе, как раньше.

- Мы находимся в многолетнем затяжном кризисе, но несмотря ни на что, работаем - ремонт нужен, особенно малообеспеченным, пожилым людям, у которых лишней копейки на очередную покупку нет, - говорит директор предприятия Игорь Комаров. – Порой он вполне обоснован и для людей среднего класса. К примеру, вышли из строя холодильник или стиральная машина. Не будешь же выбрасывать технику каждый раз, когда она забарахлит. Однако и починка их может оказаться тоже недешевой услугой. К примеру, замена компрессора (весьма важной детали холодильника) обойдется в 7 тысяч.

Да, по словам моего собеседника, техника стала ненадежной. Складывается впечатление, что производители специально делают изделия, которые служат год-полтора, а потом ломаются. Российские фирмы тоже порой этим грешат. Чего не скажешь о «Бирюсе», «Саратове». Холодильники этой марки служат долго. У «Рембыттехники» проблем немало: повысилась цена запчастей, уменьшился круг постоянных клиентов, чтобы держаться на плаву здесь сделали ставку на ремонт промышленного оборудования. Еще одна проблема - дефицит специалистов, в сфере ремонта остались лишь старые мастера. Этому ремеслу никто не учит, специализированных учебных заведений нет. Где же все-таки можно починить бытовую мелочь? Чайники, светильники, приемники? Нас отправили на Зорге, 9.

Мастерская располагается в подвальном помещении. Спускаемся по лестнице, обращая внимание на обстановку - антураж будто из 90-х годов.
Мастера оказались не словоохотливы, но, узнав, что мы журналисты, допустили нас в свои мастерские. Лавка древностей - так можно было бы назвать помещение, заставленное вещами, – чего здесь только не хранится - светильники всех мастей, фены, плиты, микроволновки, есть даже самовар…

- Вот вернули к жизни миниатюрный приемник. Такие были в 80-е годы, починили, работает как новый, ловит «волну», - не без гордости демонстрируют нам раритет.

- Чиним все, что приносят, - говорят мастера. -Без работы не сидим, и иногда бывает попадаются очень сложные изделия, приходилось ездить на завод-производитель, чтобы разобраться.

Пока мы разговариваем, очередной клиент пришел за электровесами. Интересуемся: для чего они.

- Занимаюсь бизнесом, торговлей, вот оборудование вышло из строя, все встало. Думал, куда обратиться, нет профессионалов, которые бы разобрались. Спасибо, подсказали, что есть у нас такие мастера, - говорит он.

Так что мастерская по ремонту тысячи мелочей служит не только пенсионерам, привыкшим экономить и не желающим расставаться со старыми вещами. Услуги востребованы.

На Западе есть такое хобби – ремонт. Люди, умеющие возрождать вышедшие из обихода предметы к новой жизни, собираются в клубах, восстанавливают старые швейные машины, приемники, делятся друг с другом секретами «реабилитации» вещей, которые после этого еще многие годы продолжают служить. Такое умение ценится. Согласитесь, неплохая идея. Пора и нам научиться уважать вещи.



Автор: Лилия ЗИМИНА.