Есть ли будущее у стартапов в Башкирии?

Есть ли будущее у стартапов в Башкирии?

С энтузиазмом заговорили о стартапах и в Башкирии. В этом году Уфа приняла сразу несколько крупных мероприятий, связанных с поиском и поддержкой ярких местных проектов. Дело дошло даже до «Автобуса стартапов», который местный госкомитет по предпринимательству и туризму отправил по зауральским районам Башкирии.

Стартапам сегодня уделяется повышенное внимание. Их плюсы - нацеленность на новые технологии и ориентированность «на быстрый рост в условиях неопределенности» (определение Стива Бланка).

С энтузиазмом заговорили о стартапах и в Башкирии. В этом году Уфа приняла сразу несколько крупных мероприятий, связанных с поиском и поддержкой ярких местных проектов. Дело дошло даже до «Автобуса стартапов», который местный госкомитет по предпринимательству и туризму отправил по зауральским районам Башкирии.

РБК-Уфа решил разобраться, насколько перспективными и жизнеспособными оказались проекты, «открытые» в Башкирии, а главное – насколько серьезно к ним относятся инвесторы. И в чем причина двойственности в репутации Башкирии как площадки стартапов, о которой говорят многие игроки рынка. С одной стороны, о стартапах из Уфы отзываются как о наиболее ярких и конкурентных. «Среди лучших стартапов, например, в IT-парке в Татарстане – наши, башкирские», – такое мнение в беседе с РБК-Уфа высказал эксперт в области создания и развития инновационного бизнеса, создатель и руководитель акселератора Global Startup Дамир Казыханов. С другой стороны, сразу несколько собеседников нашего издания высказались о Башкирии как о регионе с плохими возможностями для стартапа. Одна из наиболее крупных площадок по развитию стартапов, ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), в этом году был вынужден свернуть активную работу в Уфе. Координатор региональных проектов ФРИИ Дарья Шубина опубликовала статью о том, что в республике не сработала та модель, которая применяется фондом в других регионах.

Татарстан «оттягивает»​ стартапы из Башкирии?

Классифицируя площадки для стартапов в республике, трудно провести четкую границу между «местными» и «пришлыми». Описывая ситуацию с работой фонда в регионе (на сайте Runevent.ru), Дарья Шубина не без иронии отозвалась о последних: «Бодрые сотрудники технопарков Казани и Набережных Челнов регулярно приезжают в Уфу проводить мероприятия и приглашают проекты к себе на лучших условиях». Но всерьез противопоставлять площадки, постоянно прописанные в Башкирии (например, акселератор Global Startup, стартап-центр Smart Park), неким «браконьерам» из окрестных регионов было бы ошибкой. Причина – в том, насколько взаимопроницаема сама система многочисленных акселераторов и инкубаторов, вовлеченных в поиск и поддержку стартапов. Между ними не существует ни региональных, ни государственных границ, да и само понятие «конкуренции» довольно призрачное. Многие из проектов, за судьбой которых проследил РБК-Уфа, свободно кочуют между самыми разными площадками. Например, проект «LIFE.FILM» Рустама Салаватова (Стерлитамак) зарождался на уфимской площадке, позже – после победы на «Стартап-Сабантуе» – переместился в Набережные Челны, где уже год находится в бизнес-инкубаторе. Автор проекта получил не только $20 тыс. в качестве инвестиции, но и статус резидента акселератора Malaga Valley в Испании, а также подал заявку в Сколково. Проект представляет собой сервис для мобильных устройств, который позволяет пользователям создавать видеоролики, не монтируя их. Монтаж происходит автоматически – на основе интеллектуальных алгоритмов, учитывающих ритм выбранной музыкальной композиции, движение, цвет и т.д.

«Стартап-Сабантуй» проводился в Уфе в апреле: помимо IT-парка Набережных Челнов, его организаторами выступили пять инвестфондов. В Башкирии они изучили более 30 проектов, а в качестве победителей в Татарстан уехали авторы двух. Помимо Рустама Салаватова, в IT-парк отправились братья Альберт и Марат Галлямовы из Уфы, разработавшие мобильное приложение Selfispot – сервис для знакомств, основанный на принципе селфи. Приложение, которое доступно в App Store и Google Play, используют уже более 30 тысяч человек. Правда, как рассказал Марат Галлямов РБК-Уфа, интересных предложений от инвесторов братья пока не получили.

Деньги к деньгам: грант как сигнал для инвестора

По-разному сложилась судьба и тех стартапов, которые заняли призовые места на другом крупном конкурсе, проводившимся в Уфе. Всероссийский стартап-тур, устроенный в Башкирии на базе нефтяного университета, был инициирован фондом «Сколково». В отличие от татарстанского проекта, конкурс ориентирован не только на IT-технологии, а оценивает также промышленные, биомедицинские и энергоэффективные проекты. В числе победителей оказались 11 уфимцев, четверо из которых получили по миллиону рублей от Фонда Содействия в качестве призового гранта.

РБК-Уфа опросил победителей: те, на чей проект обратили внимание инвесторы, и те, кто не получил сторонней поддержки, распределились примерно поровну. Более того, инвесторы охотнее поддержали тех, кто уже получил сколковский миллион. «Инвестору интереснее вложиться в проект с минимальными рисками, – пояснил РБК-Уфа Алексей Лачинов, победивший с проектом тонкопленочных дактилоскопических сенсоров. – Конкурсы снимают часть рисков путем проведения экспертизы. Фактически победа в конкурсах заменяет проведение независимой экспертизы проекта, что является одним из условий заключения инвестиционной сделки». На вопрос, насколько это в принципе обосновано – справедливы ли вложения в проект, который и так уже получил поддержку, – господин Лачинов ответил, что «суммы гранта недостаточно для реализации проекта». Другой «миллионер» от Сколково, магистр БашГУ Денис Космылин также подтвердил РБК-Уфа, что благодаря победе «удалось найти заинтересованных инвесторов и партнеров, которые настроены очень серьезно». Денис Космылин победил с проектом ударно-волновой очистки дизельного топлива. По его словам, благодаря гранту уже «создается пилотная установка (прототип промышленной установки): некоторые блоки уже готовы».

Инвесторов пугает «незрелость» проектов

Те, кто вошел в число призеров, но не получил миллион, оказались не так интересны инвесторам. Но и среди них нашлись проекты, которым удалось успешно стартовать. Например сервис Car&Men, позволяющем пользователям записываться на автомойку через мобильное устройство: как рассказал РБК-Уфа его автор, Салават Сулейманов, в тестовом режиме сервис уже используют пять моек Уфы. Однако, по его словам, инвесторы пришли в проект не через «сколковский» конкурс стартапов, а «из других источников».

Не удалось заинтересовать инвесторов Владимиру Канарейкину, разработавшему йогурт на основе кобыльего молока. «Мы в стадии поиска финансирования, потому что все остальное есть, – рассказал он РБК-Уфа. – Я участвовал во многих проектах по поддержке стартапов, и могу сказать, что они нужны, в первую очередь, молодежи, у которой проект не проработан, команда не имеет должной компетенции в области маркетинга, продаж, научно-технической составляющей, логистики и других ресурсов для построения бизнес-модели. Такие конкурсы – это, прежде всего, общение со специалистами. Но для меня их рекомендации уже очевидны, нужны только деньги, а их не дают».

Мысль о том, что конкурсы стартапов помогают не столько привлечь инвестиции, сколько «исправить ошибки», подтвердилась опросом и других победителей, не получивших вложений в свои проекты. Ильшат Файзуллин (проект «Комплексный стабилизатор ПВХ») рассказал, что дальше переговоров с инвесторами дело не пошло, потому что сами же авторы решили приостановить проект и улучшить его научную составляющую: «нам нужно еще поработать над продуктом». Феликс Латыпов рассказал о судьбе проекта теплиц на крышах высотных зданий. Этот проект уже не из «сколковского» конкурса: он победил на региональной «Битве стартапов», инициированной Торгово-промышленной палатой региона. Тем не менее, по словам господина Латыпова, стартап участвует и в программах уфимского акселератора Global Startup, прозвучало и предложение «поехать в Дубай и там побороться за инвестиции» (в Дубае действует акселератор Turn8, одним из резидентов которого стал в этом году автор стартапа из Башкирии – Рахимян Тимерханов). Однако поиск инвесторов пришлось приостановить, и в том числе потому, что вскрылись технологические и юридические недоработки проекта. «По закону нельзя строить теплицы на крыше дома», – пояснил Феликс Латыпов.

Недочеты такого рода оказываются проблемой большинства проектов. В акселераторах им ставят «диагнозы»: «Не подтвержден спрос на продукт или услугу», «Не подтверждена бизнес-модель проекта», «Команде не хватает компетенции, либо она не умеет работать в условиях ускорения».

В чем минусы и плюсы региона?

«Мы собираемся продолжать проект в Уфе, хотя это не лучший регион для инновационного бизнеса», – рассказал РБК-Уфа Алексей Лачинов. Рустам Салаватов также отметил, что «развитие бизнеса в Уфе – больная тема»: «Очень сильный контраст с Татарией. Там сейчас много ребят из Уфы...» С просьбой объяснить, в чем конкретно проблема Башкирии как площадки для стартапов, РБК-Уфа обратился к основателю и руководителю акселератора Global Startup Дамиру Казыханову.

– Чтобы оценить уровень развития инновационной экосистемы в регионе, нужно проанализировать три фактора. Во-первых, это спрос на стартапы или инновации со стороны частных инвесторов и корпоративного сектора, которые бы поддерживали развитие высокотехнологичной индустрии. Здесь ситуация в Башкирии плачевная, впрочем, как и в большинстве российских регионов. Особняком стоят, пожалуй, Махачкала и Астрахань, в которых успешно развиваются частные акселераторы, поддерживаемые известными местными бизнесменами. Во-вторых, это публичные площадки для передачи и обмена знаниями между предпринимателями посредством наставничества или менторства. Здесь ситуация получше, но тоже близка к нулю. В Уфе такие площадки развиты меньше по сравнению с такими столицами регионов как Казань, Самара, Екатеринбург и Краснодар. В России в принципе не так много предпринимательских историй тех, кто начал свой бизнес с нуля и стал успешным, тем более – в публичной сфере. Третий фактор – наличие самих талантливых людей, которые хотели бы создать бизнес. Этот ресурс у нас есть. Более того, возникает парадоксальная ситуация: то, что проекты выращены в сложных, не тепличных условиях Башкирии, делает их более жизнеспособными на российском и международных рынках. К сожалению, как только появляются возможности роста, многие наши таланты покидают регион для развития своего бизнеса на других рынках.

В публикации, посвященной сворачиванию программ ФРИИ в Уфе, Дарья Шубина называет пять факторов, которые, по ее мнению, послужили причиной того, что «при хороших предпосылках» за 9 месяцев работы в регионе фонд «не увидел роста». Это отсутствие лидеров зарождающегося стартап-сообщества, отсутствие активных профессионалов, готовых становиться менторами и экспертами, соседство с сильными конкурентами (прежде всего, площадками Татарстана), нежелание вузов работать в предпринимательском направлении и недостаток успешных IT-компаний.

Дамир Казыханов, в свою очередь, назвал вузы Башкирии «очень сильными, в них есть человеческий ресурс, из которого можно создавать конкурентоспособные стартапы. К сожалению, внутриуниверситетская система выращивания таких проектов во многих вузах находится еще в зачатке». Дарья Шубина пишет, что фонд связывал надежды с нефтяным и авиационным техническими университетами, однако выпускники первого «нечасто идут заниматься интернет-проектами», а у второго «нет цели быть предпринимательским вузом».

Что касается IT-компаний, то Дамир Казыханов согласен с тем, что «у нас не так много крупных корпораций», но видит в этом и положительную сторону. «В других регионах они забирают себе лучшие таланты», – пояснил он РБК-Уфа, а в качестве примера привел офис корпорации Intel в Нижнем Новгороде. По мнению эксперта, в таких регионах потенциальным основателям стартапов комфортнее выбирать высокооплачиваемую корпоративную работу, нежели заниматься рискованной предпринимательской деятельностью.

Автор: Егор БЕЛОВ.